Константинопольский патриарх - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Жизнь похожа на собачью упряжку. Если вы не вожак, картина никогда не меняется. Законы Мерфи (еще...)

Константинопольский патриарх

Cтраница 3


Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья - автором первой редакции Повести временных лет. НЕСТОРИАНСТВО, течение в христ-ве, основанное в Византии и систематизированное Несторием, константинопольским патриархом в 428 - 431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божеств, природу. Пользовалось значит, влиянием вплоть до 13 в.  [31]

Центром культурных контактов Византии и Руси в это время стал Киев. Он был непосредственно связан со столицей Византийской империи Константинополем. Именно в стольный град на Днепре из Царьграда приезжали дипломатические миссии с богатыми дарами от византийских императоров, греческое духовенство - с поручениями от константинопольского патриарха, сюда стекались караваны греческих купцов, привозивших изысканные предметы роскоши и произведения византийского прикладного искусства.  [32]

С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей всю христианскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который, в свою очередь, назначался и подчинялся константинопольскому патриарху.  [33]

Многие из автокефальных церквей имеют автономные православные церкви. Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила им автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим их утверждением патриархом автокефальной церкви. За Константинопольским патриархом сохраняется титул Вселенского патриарха, но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей.  [34]

Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском собореитгодписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной ( автокефальной), а следовательно и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.  [35]

Отражением этой ситуации в церковной жизни стало то, что Константинопольский патриарх Иоанн IV ( 582 - 585) официально принял титул Вселенского патриарха. Это явно не способствовало улучшению отношений между римской и византийской церквами.  [36]

Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной ( независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси - митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки.  [37]

Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви-папа Римский и глава Византийской церкви - Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской ( католической) церкви, Патриарх Константинопольский же принял титул Вселенского партриарха православной, то есть истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей.  [38]

Султан Осман писал, что он идет с войском на литовского короля: так чтоб царь воспользовался этим случаем отомстить полякам и закрепить дружбу с ним, султаном, шел бы немедленно со всем своим войском на короля. Великий визирь Гуссейн прислал от себя особую грамоту любительному другу своему, московскому королю, в которой писал, что пришло время подпоясаться воинским храбрым поясом, и чтоб царь такого времени не пропускал. Константинопольский патриарх Кирилл писал о том же Филарету Никитичу Кантакузин объявил от имени султана: Слух до него дошел, что сын ваш польскому королю послал денег на помощь и сам хочет идти: так он бы этого не делал, а стоял бы с нами на польского короля вместе; а когда султан Польскую землю повоюет и города поберет, то русские города - Смоленск и другие сыну твоему отдаст даром совсем. Ведомо великому государю сыну вашему и тебе великому святителю, - продолжал Кантакузин, - что теперь в Немецкой земле у цесаря рознь великая с люторами и земли у него отошли многие; на Угорской и Семиградской земле султан Осман посадил Бетлем-Габора, на Волошской - сына Михны воеводы, на Молдавской земле - моего тестя, велел им всем стоять против цесаря, чтоб цесарю не дать помогать польскому королю; цесарю теперь стало до себя, и себя ему не оборонить.  [39]

О силе великокняжеской власти говорит отказ Василия II признать союз ( унию) между католической и православной церквами под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г. Этот союз римский папа навязывал Руси под предлогом спасения Византийской империи от завоевания османами. Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого предложил Василий II. Этим было положено начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха.  [40]

Однако то, что христианство было принято в восточном варианте, имело и несколько иные последствия, хотя сказались они. Христианство возникло как единая вселенская церковь. Римским Папой, и восточное - во глаие с Константинопольским Патриархом.  [41]

Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском собореитгодписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной ( автокефальной), а следовательно и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.  [42]

Киевской и Новгородской землям, где основным был культ св. Развернутое при Андрее Боголюбском мощное каменное строительство также призвано было подчеркнуть могущество и суверенность княжества. Пытался Андрей установить во Владимире и отдельную от Киева, подчиняющуюся непосредственно Константинополю митрополию. Кандидатом на митрополичий престол был упомянутый выше местный епископ Федор. Однако константинопольский патриарх не согласился на эту просьбу Андрея, а позволил ему лишь перенести епископский престол из старого Ростова в новую княжескую резиденцию - Владимир.  [43]

Фактически же раскол христианства на два основных направления - православие и католицизм - произошел гораздо раньше, после распада Римской империи в начале V в. Католицизм - в Западной части Римской империи, после захвата варварами распавшейся на ряд мелких государств. Столицей Римской империи был объявлен Константинополь. Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским партиархом, то есть главой как восточной, так и западной церкви. Соперничество между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков.  [44]

Фактически же раскол христианства на два основных направления - православие и католицизм - произошел гораздо раньше, после распада Римской империи в начале V в. Католицизм - в Западной части Римской империи, после захвата варварами распавшейся на ряд мелких государств. Столицей Римской империи был объявлен Константинополь. Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским партиархом, то есть главой как восточной, так и западной церкви. Соперничество между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков.  [45]



Страницы:      1    2    3    4