Патриаршество - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Легче изменить постановку задачи так, чтобы она совпадала с программой, чем наоборот. Законы Мерфи (еще...)

Патриаршество

Cтраница 2


Никон преследовал инакомыслящих во время своего патриаршества.  [16]

Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 г. запретил строительство шатровых храмов.  [17]

Поводом для раскола явилась церк. Никоном с целью повышения авторитета церкви и патриаршества и установления единообразия в церк.  [18]

Дело Никона приобрело затяжной характер вследствие того, что он был поставлен на патриаршество Вселенским собором, к созыву которого немало усилий приложил сам царь. Вселенский собор должен был и лишить его патриаршества. Именно поэтому Алексей Михайлович до 1663 г. не отваживался предъявить Никону решение Московского собора, принятого еще в 1660 г. и лишавшего его и патриаршества, и священства.  [19]

В 1943 в Русской православной церкви было вновь восстановлено патриаршество. Был создан Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР.  [20]

Прокопович утверждал, что священство всего-навсего иный чин есть в народе, а не иное государство, что у духовной и светской власти государь и патриарх представлен одним лицом - императором. С идеей примата светской власти над духовной и ненадобности патриаршества тесно перекликается система доказательств преимущества коллегиального управления над единоличным. Все эти вопросы тщательно разработаны Феофаном в одном из его главных сочинений - регламенте Духовной коллегии.  [21]

Однажды Никон после службы в Успенском соборе облачился в простую монашескую одежду и присутствовавшей пастве огласил: От сего времени не буду вам патриархом - и отправился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Никон полагал, что царь станет униженно просить его не покидать патриаршества. Царь ограничился тем, что справился у Никона, для чего патриаршество оставляет, затем сдержанно просил не покидать трон и, наконец, обратился с просьбой дать благословение на замещение патриаршего места Крутицким митрополитом Питиримом.  [22]

Ревнители благочестия поначалу совсем не опасались вновь избранного патриарха, ибо были с ним коротко знакомы и принадлежали к числу его единомышленников. Так же, как и они, Никон был сторонником введения единогласия и сам в начале своего патриаршества крестился двумя перстами. Но Енифаний Славинецкий не терял времени даром: через некоторое время он сумел убедить Никона, что его друзья не правы и исправлять церковные книги все-таки необходимо. В Великий пост 1653 г. Никон в особой памяти ( меморандуме) предписал своей пастве принять троеперстие. Сторонники Во-нифатьева и Неронова воспротивились этому - и были Никоном сосланы. Тогда же в Москву прибыл горячий поклонник ( а после столь же горячий противник) Никона - антиохийский патриарх Макарий, и в стране было официально объявлено о введении троеперстия, а те, кто продолжал употреблять при молитве двоеперстие, были преданы церковному проклятию. Позднее ( 1656) церковный собор подтвердил такой порядок, и пути Никона и его бывших друзей разошлись окончательно.  [23]

Отношения между ним и царем постепенно настолько охладели, что когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь с неприличной поспешностью принял его отставку. Никон, думавший лишь попугать Алексея Михайловича, попытался вернуться на свой пост, но было уже поздно.  [24]

Когда Никон уяснил для себя, что примирение с царем невозможно, он в 1660 г. заявил, что не отказывался от патриаршества, а четыре года спустя, в декабре 1664 г., дал знать, что считает себя патриархом-он неожиданно для всех появился в Успенском соборе, откуда отправил послание царю, в котором, в частности, писал: Сошел он с престола никем гоним, а ныне пришел на свой престол никем зовом.  [25]

Одновременно с этою борьбою козацкою, кончившеюся так неудачно, западнорусское народонаселение продолжало другими средствами вести борьбу за веру и народность свою. Борьба была так сильна со стороны православных, что униаты в январе 1624 года предложили им соглашение, в основании которого долженствовало быть учреждение патриаршества по примеру московского. Но соглашения не последовало, потому что прежде всего нужно было определить отношение нового патриарха к унии, к папе. Православные все более и более увеличивали свои нравственные средства для борьбы с униею.  [26]

В том же 1652 году, когда Никон отправился за мощами Филиппа на Соловки, умер патриарх Иосиф. Алексей Михайлович прочил в патриархи Никона, но последний, зная, что царь полностью подчинился его властному характеру, выдвинул условия своего вступления на патриаршество: царь во всем должен проявлять ему, Никону, послушание как главному архипастырю.  [27]

В истории церкви рассматриваемых десятилетий протекало два внешне несхожих, но органически связанных между собою процесса, завершившихся превращением церкви в безропотную служанку государства. Один из них затронул материальные условия жизни духовенства, поставившие его в зависимость от светской власти - была проведена, хотя и не окончательно, секуляризация владений черного и белого духовенства; другой процесс протекал в духовной сфере и сопровождался бесплодными попытками части духовенства восстановить порядки, существовавшие до проведения церковной реформы Петра I, нацеленные на возрождение патриаршества.  [28]

Поставлен на патриаршество патриархами Паисием Александрийским и Ма-карием Антиохийским.  [29]

Составил азбуку языка коми и перевел на древний коми язык ряд церк. После упразднения патриаршества в 1721 назначен президентом Святейшего Правительствующего Синода.  [30]



Страницы:      1    2    3    4