Патриаршество - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Жизненно важные бумаги всегда демонстрируют свою жизненную важность путем спонтанного перемещения с места, куда вы их положили на место, где вы их не сможете найти. Законы Мерфи (еще...)

Патриаршество

Cтраница 3


Сакрализация монарха усиливается и при Петре I, несмотря на политику европеизации. Окончательно оформляется то отношение к монарху, которое было свойственно для всего имперского периода русской истории. С упразднением патриаршества функции патриарха переносятся на царя. Царь воспринимается в качестве образа Божия.  [31]

С 1578 боярин, с 1584 конюший и глава Земского приказа. По инициативе учреждено патриаршество ( 1589), заключен Тявзинский мир 1595 со Швецией, укреплены зап.  [32]

Пользовались Романовы благодаря тушинскому патриаршеству Филарета популярностью среди вольного казачества - им не приходилось опасаться репрессий, связанных с пребыванием в лагере Лжедмитрия II. Поскольку тот же Филарет был в числе великих послов, отправленных под Смоленск вести переговоры об избрании Владислава, спокойны были и сторонники королевича.  [33]

То же, что патриархат во 2 знач. Константинопольское, иерусалимское и другие патриаршества.  [34]

В первой трети XX столетия учреждается патриаршество. Приходы Румынской церкви действуют в некоторых государствах Европы, Северной и Южной Америки, в Израиле.  [35]

Но после того, как Никон оставил патриаршество, царь стал продолжателем дела, начатого патриархом. Надежды ревнителей на то, что с уходом Никона прекратятся мудрования, не оправдались. Церковный собор 1666 - 1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду градских властей, которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, кто возложит хулу на господа Бога.  [36]

Биографические материалы - от лаконичных списков иерархов до подробных агиографических повествований - вызывают большой интерес у специалистов, изучающих сегодня российскую историю. Российской исторической науке делает честь целый ряд справочно-биографических изданий, где сведения об отечественных иерархах представлены достаточно полно. Однако собрание биографий русских архиереев от Крещения Руси до восстановления патриаршества в 1918 году, способное претендовать на полноту, до сих пор не увидело свет.  [37]

Однажды Никон после службы в Успенском соборе облачился в простую монашескую одежду и присутствовавшей пастве огласил: От сего времени не буду вам патриархом - и отправился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Никон полагал, что царь станет униженно просить его не покидать патриаршества. Царь ограничился тем, что справился у Никона, для чего патриаршество оставляет, затем сдержанно просил не покидать трон и, наконец, обратился с просьбой дать благословение на замещение патриаршего места Крутицким митрополитом Питиримом.  [38]

Конечно, не следует представлять дело таким образом, что восстановление патриаршества рассматривалось как чисто контрреволюционная акция.  [39]

Дело Никона приобрело затяжной характер вследствие того, что он был поставлен на патриаршество Вселенским собором, к созыву которого немало усилий приложил сам царь. Вселенский собор должен был и лишить его патриаршества. Именно поэтому Алексей Михайлович до 1663 г. не отваживался предъявить Никону решение Московского собора, принятого еще в 1660 г. и лишавшего его и патриаршества, и священства.  [40]

Мацеевич принадлежал к числу подвижников типа патриарха Никона и протопопа Аввакума. Более того, упорство Арсения выглядело более безрассудным и обреченным, чем, например, Никона: тогда светская власть лишь двигалась к абсолютизму, теперь абсолютная монархия утвердилась и окрепла; тогда существовало патриаршество, теперь церковными делами командовал послушный светской власти Синод, низведенный до обычного правительственного учреждения; тогда события приобрели значение трагедии и имели огромный резонанс не только внутри страны, но и за ее пределами, теперь они выглядели фарсом, по крайней мере им пыталась придать такой характер императрица, и оставили малозаметный след в истории.  [41]

Скоро самозванцу напомнили о взятых обязательствах его зарубежные покровители. Однако последний прекрасно понимал, что их выполнение для него самоубийственно. Православие не было поколеблено. Лжедмитрий лишь низвел с патриаршества сторонника Годунова Иова. Не собирался он отдавать Смоленск и Северскую землю, предложив Сигизмунду III взамен денежный выкуп. Все это вело к обострению отношений с Речью Посполитой.  [42]

Эти последние ( среди них был и знаменитый протопоп Аввакум) откололись от официальной церкви, стали раскольниками. Тенденция к утверждению абсолютизма воспринималась раскольниками как торжество неправедных начал, наступление царства антихриста, которым последовательно объявлялись Алексей Михайлович, а затем Петр I. Церковная реформа Петра, в ходе которой патриаршество было заменено специальным учреждением - Синодом ( 1721 г.), окончательно подчинила духовенство государственному контролю.  [43]

Никон начал, но не закончил сам свою церковную реформу. Его недоброжелателям-боярам удалось испортить отношения царя и патриарха настолько, что царь явно начал избегать встреч со своим бывшим наставником и другом. В 1658 г. раздраженный патриарх внезапно покинул Москву и удалился в Воскресенский монастырь ( в 40 верстах от Москвы), написав царю: отхожу ради твоего гнева... Покинув Москву, Никон, однако, не отказался от патриаршества, и таким образом русская церковь в тяжелые времена внешних войн и внутреннего раскола оказалась без своего главы.  [44]

Хотя Борма-ярыжка, от которого Иван IV получил Навуходоносоровы регалии, доселе представляет немаловажный фактор русской жизни и русского сознания, однако преобладающего значения он не имел и в XVI веке. При непосредственном преемнике Ивана IV, замаливавшем грехи своего отца, учреждается в Москве патриаршество, а затем при двух первых царях новой династии духовная власть в лице патриархов-государей Филарета Никитича и Никона становится почти равносильной и равноправной с властью царскою. Эта клерикальная реакция против вавилонского типа монархии весьма замечательна, но в окончательном результате она к добру не привела, и это по двум причинам.  [45]



Страницы:      1    2    3    4