Опытный педагог - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Настоящая женщина должна спилить дерево, разрушить дом и вырастить дочь. Законы Мерфи (еще...)

Опытный педагог

Cтраница 3


Иногда преподаватели прибегают к другой крайности - к ускоренному темпу чтения, чтобы оградить себя от излишних вопросов аудитории, не желая вступать со студентами в рабочий контакт. Элементы собеседования, доходчивые пояснения, образные сравнения, к которым прибегает педагог, призваны усиливать эффект лекции. Наиболее рациональный темп осваивается не сразу, однако тем быстрее, чем больше преподаватель занимается отработкой методики чтения под наблюдением опытных педагогов. Наряду с правильным выбором темпа целесообразно - повторять узловые и особо трудные места лекции, иногда акцентируя внимание слушателей словами: это важно, внимание, чередовать трудные и легкие, разделы темы, проверять понимание студентами излагаемого материала контрольными вопросами. Следует также предоставлять студентам возможность самим задавать вопросы в ходе лекции, побуждать их к этому характером ведения занятия. Опасения, что вопросы могут нарушить ход мыслей лектора и снизить дисциплину, преувеличены. Ответы на вопросы студентов, как и вопросы, обращенные лектором к аудитории - это средство общения педагога со слушателями. Вопросы, задаваемые студентами, позволяют преподавателю не забывать самоконтроль. Оставлять ответы на вопросы, возникшие в ходе лекции, на конец занятия не всегда оправданно, так как может создаться впечатление, что преподаватель боится вопросов. Следует иметь в виду, что лектор всегда, в зависимости от условий лекции, может сам регламентировать количество вопросов студентов, нисколько не теряя своего авторитета.  [31]

Уровни учебной деятельности, предложенные В. П. Беспалько, и уровни, положенные в основу тестовой методики оценки знаний - все то, что давно известно педагогу. Говоря об уровнях в свете конкретного опыта, надо указать на то, что в чистом схематическом виде, как это они изложены у В. П. Беспалько, их обнаружить очень трудно. Хорошо известно, что в пределах даже одной темы одни элементы знания могут находиться на высшем уровне, а другие на низшем или промежуточном. Причем учебный процесс, восприятие и усвоение - знаний так динамичны, что для фиксации уровней нужно прибегать к искусственному их выделению. Личное впечатление опытного педагога отражает глубинные процессы мышления студента, а зафиксированный в тестах уровень отражает лишь то, что есть в памяти.  [32]

Среди косвенных требований выделяется и требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон. В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребимых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. К этой форме близка следующая - требование-намек. Она успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.  [33]



Страницы:      1    2    3