Cтраница 2
Как видно из таблицы, поступление грузов на заводы различных отраслей машиностроения составляет 51 5 - 59 3 %, а отправление - соответственно 48 5 - 40 7 % внешнего грузооборота. Первое место среди грузов, поступающих на заводы большинства отраслей машиностроения занимает металл, причем наибольший удельный вес он имеет на котлостроительных заводах ( 48 8 %), что не случайно. Котлостроение относится к числу наиболее металлоемких производств, потребляющих большое количество сортового металла и труб. [16]
На предприятиях с массовым характером производства, постоянной и узкой номенклатурой изделий наиболее распространена централизованная подготовка производства и централизованная система нормирования труда, с четким разграничением работ в области технологии производства и нормирования труда. На предприятиях с мелкосерийным и серийным типом, разнообразной, часто меняющейся номенклатурой изделий ( что характерно для большинства отраслей машиностроения) наблюдаются различные решения, они зависят от объемов выпуска и системы подготовки производства. [17]
Фирмы, следующие принципу изменчивой технологии, относятся к технологически активным отраслям. Большинство отраслей машиностроения относятся к отраслям со средней технологической активностью и, следовательно, и средним уровнем потребностей в инновациях. [18]
Критерий оптимальности масштабов производства диктуется технологическими факторами и тенденциями развития мирового рынка по данным видам продукции. В особенности это относится к таким странам, где внутренний рынок не отличается большой емкостью, а специализированное производство способно удовлетворить спрос потребителей целого ряда стран. В результате в большинстве отраслей машиностроения малых и средних развитых капиталистических стран на экспорт предназначено 75 - 90 % продукции. Но и в крупных индустриальных державах многие промышленные отрасли развиваются лишь благодаря своей ориентации на мировой рынок. Авиационная промышленность, производство ЭВМ, автомобилестроение и электроника, судостроение и станкостроение, химические отрасли - это лишь небольшой перечень производств, которые в современных условиях рассчитаны па интернациональное потребление их продукции. [19]
Медленные темпы роста потребления алюминия связаны с высокой стоимостью его производства. Будучи дорогим металлом, алюминий не может соперничать со сталью в большинстве отраслей машиностроения. А в сфере тары и упаковки алюминиевый листовой прокат не может успешно соперничать с более дешевыми синтетическими полимерами. [20]
Клей циакрин, способный моментально склеивать различные материалы при комнатной температуре, применяется в приборостроении и других отраслях. Только применение клеев дало возможность успешно решить задачу создания сборки зубчатого колеса; разработана технология склеивания такого инертного материала, как фторо-пласт-4. Применение клееных направляющих с накладками из антифрикционных материалов повышает показатели их эксплуатационных свойств, упрощает ремонт. При изготовлении магнитных плит с использованием синтетических клеев улучшаются их электроизоляционные свойства. Однако в большинстве отраслей машиностроения синтетические клеи применяют в основном в ненагруженных и малонагруженных узлах, в которых клеевой шов имеет большой запас прочности. [21]
По-видимому, не содействует успешному развитию работ по унификации отсутствие методики определения ее экономической эффективности. В настоящее время в каждой отрасли по-своему определяют уровень ( степень) унифицированности изделий. Вследствие этого не удается сравнивать показатели для продукции даже родственных производств. Имеющаяся методика ВНИИНМАШа основана на определении показателей унификации исходя из удельного веса унифицированных деталей во всем количестве деталей в изделии. Примерно так же подходят к определению этих показателей в большинстве отраслей машиностроения. Однако высокий процент унифицированных деталей по количеству еще не полностью характеризует эффективность, так как оригинальные детали, даже при малом их удельном весе, могут быть весьма трудоемки в проектировании и производстве. [22]
Характер производственной структуры заводов тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. [23] |
Отсутствие тех или иных цехов на заводах отрасли иногда компенсируется созданием идентичных участков, необходимость в которых большей частью вызвана слабым развитием технологической и функциональной специализации и недостатками в организации кооперирования. Это особенно наглядно проявляется на составе вспомогательных и обслуживающих цехов. Почти все заводы имеют собственное инструментальное производство. Ремонтных цехов даже больше, чем инструментальных, но имеет их меньшее число заводов. Удельный вес заводов, располагающих транспортными цехами ( 81 - 82 %), характерен для большинства отраслей машиностроения. Процессы централизации и специализации в такой группе цехов, как энергетические, протекают более интенсивно, чем в ремонтных, инструментальных и транспортных цехах. Основная масса заводов в настоящее время получает энергию со стороны. [24]