Cтраница 3
Формально ее значение признается всеми. Она входит в учебники и программы. Но фактическое отношение к ней большинства преподавателей таково, что предметом большой науки ее не считают, относят к примитивному разряду обязательного ассортимента. Анатолий Иванович с самого начала не спешил окончательно отвечать на все вопросы, всплывавшие при обдумывании им классификации кузнечных машин, хотя для многих его коллег эти ответы, причем однозначные, лежали на поверхности. С годами, скрупулезно поверив алгеброй практически все виды молотов - механических, движимых водой, воздухом или паром, все виды прессов - кривошипных и гидравлических, Зимин пришел к выводу, что в правильно составленной классификации кузнечного оборудования таятся непознанные закономерности их развития, прорисовываются контуры совершенно новых, неизвестных доселе машин. [31]
Вполне возможно, что на характере ответов сказалась специфика преподавания в высшей педагогической школе; но основная причина, как выяснялось во время обсуждений на семинаре, состоит в том, что само понятие научная информация для большинства автоматически включало и методологические вопросы, и передачу положительного отношения к предмету. И советскими, и зарубежными преподавателями признается важность лекций как источника знаний. Но за рубежом практически не ставится вопрос о возможном и требуемом уровне усвоения материала, преподносимого на лекции. В то же время для большинства советских преподавателей оказалась вполне приемлемой развиваемая нами в курсе Педагогика высшей школы мысль о том, что лекция может обеспечить усвоение материала только на уровне ознакомления, общей ориентировки в предмете изучения. Это положение вытекает из теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной и объясняется самим характером деятельности студентов на лекции. Нельзя не согласиться с Н. Ф. Талызиной в том, что существующая практика обучения, особенно в вузе, в часы аудиторных занятий обеспечивает, как правило, только этот уровень ( предварительного ознакомления с материалом, общей ориентировки. Видимо, стоит лишь уточнить, что речь идет не о всяких, а именно лекционных аудиторных занятиях. [32]
Каждый раз, когда я слышу преподавателей, требующих большую оплату за меньшее обучение, мне хочется спросить, в каком мире они живут. Как говорят молодые пилоты в фильме Сверхоружие, мне нужна скорость. У учителей должна быть та же потребность. Мир движется для них слишком быстро, чтобы удержаться в общем потоке. Большинство преподавателей не понимает, что частное обучение такое, например, как мое, не было бы таким прибыльным или таким успешным, если бы общественные преподаватели выполняли свою работу более эффективно. [33]
Он глубоко переживает мелочную опеку со стороны инспекторов и классных наставников в стенах гимназии и систему фискальства и доносов на учащихся гимназии во внешкольное время. Основными предметами в гимназии считались латинский и греческий языки, причем система зубрежки была единственным методом изучения этих дисциплин. Учителя физики и математики часто менялись, что мешало хорошему и систематическому усвоению материала по этим предметам. И хотя гимназия была обеспечена хорошо знающими свой предмет преподавателями, большинство преподавателей относилось к своим обязанностям казенно, уроки были неинтересные по форме и не могли заинтересовать учащихся. [34]
В настоящее время история ( ее все чаще называют социальной историей) и социология науки превратились в самостоятельную, насчитывающую множество школ и направлений область исследований. Полученные в ней результаты существенно изменили наши представления о закономерностях возникновения и развития естественных и технических наук. Не удивительно поэтому, что в программах западных университетов история и социология науки занимают видное место, а к мнению социологов и историков прислушиваются экономисты, политики, бизнесмены и общественные деятели. Важность изучения социальной природы науки осознана и в нашей стране. Так, ВАК недавно принял решение о замене кандидатского экзамена по философии на экзамен по истории естественнонаучных дисциплин, включающий в себя вопросы по современной социологии науки. Во многих вузах в последние годы поставлена задача гуманитаризации преподавания естествознания, подразумевающая формирование у студентов представлений о науке как целостного социального института, неразрывно связанного с историей, религией и культурой общества. С другой стороны, гуманитариям сейчас читают курс Современные концепции естествознания, включающий в себя некоторые вопросы философии, социологии и истории науки. К сожалению, большинство преподавателей вузов, ученых, сотрудников соответствующих министерств и комитетов практически не знакомо с результатами современных социальных исследований науки. Таким образом, популяризация достижений современной социологии науки становится актуальной задачей, в решении которой важную роль может сыграть Государственная научно-техническая библиотека России. [35]
Этот курс был подготовлен в связи с тем, что во всех существовавших тогда учебниках органическая химия излагалась по традиционной схеме получение и свойства. Лекции и написанная по их материалам книга имели целью облегчить понимание существа предмета, а не просто дать студенту сумму фактов, которые он должен выучить наизусть. Однако почти неизбежным результатом универсального использования этого подхода является отказ от рассмотрения промышленных процессов, если они не могут служить иллюстрацией какой-либо химической реакции или химического явления. Поскольку многие промышленные процессы протекают по очень сложному механизму ( иногда не вполне ясному) и часто являются гетерогенными, нынешние выпускники университетов имеют очень смутное представление о химической промышленности. Правда, есть причина, по которой отсутствие промышленных процессов в лекционном курсе для студентов последнего года обучения даже желательно. Сейчас много спорят о недостатках преподавания химии в университетах, но в целом преподаватели читают свои лекции со знанием дела, даже если они порой неправильно трактуют отдельные вопросы. Однако большинство преподавателей плохо знакомо с последними достижениями химической промышленности, и поэтому содержащиеся в их лекциях сведения по промышленной органической химии, в отличие от сведений по академическим вопросам, зачастую являются неточными и устаревшими. В то же время никак нельзя считать нормальным такое положение, когда выпускники оказываются совершенно неосведомленными о практическом применении органической химии. [36]