Cтраница 1
Задача философии - постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум. Что же касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли. [1]
Задача философии - установление отношений между тремя сферами: миром действительности, понимаемым как целостное образование, миром трансцендентных, объективно значимых ценностей, лежащих по ту сторону субъекта и объекта, и царством имманентного смысла, к-рое объединяет два предшеств. Этому расчленению соответствуют три различных способа овладения человеком этих сфер - объяснение, понимание и истолкование. Долженствование придает истинность суждению. [2]
Задачу философии Уайтхед видел в том, чтобы совместить перманентность и изменение, мыслить вещи как процессы, показать, как становящееся, возникающее формирует отдельные сущности, как рождаются и умирают индивидуальные тождества. Подробное изложение системы Уайтхеда выходит за рамки нашей книги. Мы хотели бы лишь подчеркнуть, что Уайтхед убедительно продемонстрировал связь между философией отношения ( ни один элемент природы не является перманентной основой изменяющихся отношений, каждый элемент обретает тождество из своих отношений с другими элементами) и философией инновационного становящегося, В процессе своего генезиса все сущее унифицирует многообразие мира, поскольку добавляет к этому многообразию некоторое дополнительное множество отношений. [3]
Задачу философии Уайтхед видел в том, чтобы совместить перманентность и изменение, мыслить вещи как процессы, показать, как становящееся, возникающее формирует отдельные сущности, как рождаются и умирают индивидуальные тождества. Подробное изложение системы Уайтхеда выходит за рамки нашей книги. Мы хотели бы лишь подчеркнуть, что Уайтхед убедительно продемонстрировал связь между философией отношения ( ни один элемент природы не является перманентной основой изменяющихся отношений, каждый элемент обретает тождество нз своих отношений с другими элементами) и философией инновационного становящегося. В процессе своего генезиса все сущее унифицирует многообразие мира, поскольку добавляет к этому многообразию некоторое дополнительное множество отношений. [4]
Задачу феноменологической философии он видел в том, чтобы охватить интегральную реальность, все виды жизнедеятельности и восстановить попранные рационалистической наукой достоинства творческой человеческой субъективности. [5]
Такое понимание задач философии легче всего объявить уходом от действительности, схоластикой ( как у нас привыкли говорить о философах) и, быть может, даже апологетикой греческого рабовладельческого полиса, идеологией аристократического рабовладения. [6]
С конструктив но-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрешить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд... Даже тогда, когда философ ( Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он, как, например, Шопенгауэр или буддисты, стремится уйти от земных тревог и проповедует нирвану, он непременно, исходя из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики - с опровержения иных, на его взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей и приобретающих силу предрассудка... Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории... Критикуя идеи старого мира, философ критикует - вольно или невольно - сам этот мир ( Яковлев В. П. К специфике философии / / Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. [7]
Карнап и др.) не ограничивает задачи философии исключительно рамками логико-лингвистического анализа. Риккертом и Вин-дельбандом сводит задачи истории к изучению единичных событии. [8]
Как и большинство мыслителей протестантской ориентации, Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. [9]
Что касается природы, то она изучается естественными науками, а задача философии - показать, что и здесь мы имеем дело не с чисто объективными данными, а с единством объективного и субъективного, поскольку научные истины относительны, а сама наука в той или иной мере детерминирована. [10]
Придавая анализу большое значение, Мур все же видел в нем только одну из задач философии, вовсе не считая, что последняя сводится к анализу. Он отчетливо различал философское утверждение истин здравого смысла и философский анализ этих истин, процесс доказательства философских высказываний и анализ посылок, заключений этого доказательства. [11]
Аристотель ( 384 - 322 до н.э.), как и его учитель Платон, был твердо убежден, что исследовать истину, культивировать знания - это задача философии, а задача риторики - убеждать или, точнее, выяснять средства и методы эффективного убеждения. Аристотель создал трактат Риторика, который одновременно является и практическим учебным руководством ( им, кстати, пользуются и сегодня), и аналитическим сочинением. [12]
Но откровение имело место во всех религиях, а мифология дохрист. Задача философии религии не может состоять ни в рационалистич. Мифы не нуждаются в толковании, в них есть собственное, смутно прозре-ваемое содержание. [13]
Язык, истина и логика ( Language, truth and logic, 1936) содержит одно из наиболее ясно сформулированных изложений как логического позитивизма вообще, так и его феноменалистич. Задачей философии признается логич. Предложения, не принадлежащие ни к одному из этих классов ( утверждения метафизики, теологии, эстетики и этики), не могут быть ни истинными, ни ложными. [14]
Вене, в настоящее время живет и работает в Англии. Кар-нап и др.) не ограничивает задачи философии исключительно рамками логико-лингвистического анализа. [15]