Задача - философия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком. (Марк Твен) Законы Мерфи (еще...)

Задача - философия

Cтраница 2


Исходным, таким образом, у экзистенциалистов является не существование материи, мира вещей, как это утверждают материалисты и о чем свидетельствуют данные науки, а существование личности, человека со всеми его настроениями, стремлениями, чувствами, переживаниями, то есть субъект, выступающий через совокупность своих психических переживаний. В свете этого исходного начала у экзистенциалистов изменяется и задача философии. Она представляется им не как исследование всеобщих форм бытия, не как раскрытие сущности мира и познания, а как открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через уяснение смысла собственного существования человек, по их мнению, может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. Первичность субъективного выступает здесь не только в гносеологическом, но и в онтологическом плане. Назвав человеческое существование бытием для себя, а предметное - бытием в себе, Сартр, например, прямо указывает на то, что бытие для себя предшествует убытию в себе и является по отношению к нему первичным.  [16]

Важнейшей формой реализации философского знания выступают тексты, совокупность которых составляет общее проблемное поле философии. Текст представляет собой многослойное образование, которое содержит в себе множество смыслов, и одна из задач философии заключается как раз в поиске этих смыслов. В истории философии сформировалось направление, которое ставит одной из своих задач истолкование текста, - герменевтика. Само направление имеет очень длительную историю, уходя корнями в античность и особенно в средневековье ( см. более подробно: Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. Кроме того, герменевтика выступает еще и в качестве особой методологической программы гуманитарных наук, так как в последних текст занимает особое место, являясь также формой реализации данного вида познания бытия.  [17]

Такими лишенными научного смысла вопросами неопозитивизм считает, по сути дела, все философские проблемы, сужая задачу философии до логического анализа языка науки. Вопреки провозглашаемой им нейтральности в борьбе материализма и идеализма он нисколько не выходит за рамки последнего, детальный анализ неопозитивистского учения о познании обнаруживает его субъективно-идеалистическую сущность.  [18]

Он боролся против схоластики, защищал Галилея от церковников и обскурантов, отвергал авторитет Аристотеля, призывал к опытному познанию природы, усматривая задачу философии и науки в увеличении могущества человека, усовершенствовании самой его природы и выдвигал интересные технич.  [19]

Предметом философии, по Бэкону, являются Бог, природа и человек. Философия, ориентирующаяся на науку, концентрирует внимание на природе ( богословие, с его точки зрения, остается за пределами науки); задача естественной философии - познать единство природы, дать копию Вселенной. Философы делятся на три группы. Одних можно сравнить с пауками, которые ткут паутину своей системы лишь из индивидуального сознания; их представления и утверждения не подтверждаются опытом. Вторые могут быть уподоблены муравьям, они собирают в свой философский муравейник все, что встречается им на пути; это грубые эмпирики. Истинный философ подобен пчеле, которая облетает цветы, собирает различные соки и перерабатывает их в мед; иначе говоря, подлинный философ должен перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным обобщениям.  [20]

Фундамент педагогики - философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания.  [21]

Научно-технический прогресс - лишь одна из сторон прогресса социального, хотя в конкретных исторических условиях взаимоотношения между этой стороной и целым бывают весьма напряженными и противоречивыми. В конечном же счете развитие науки и техники выступает как важная форма развития сущностных сил человека. Поэтому в круг задач философии входят как выявление гуманистического предназначения науки и техники, так и критическое исследование тех социальных факторов, условий и обстоятельств, которые препятствуют реализации этого предназначения, а порой ведут к антигуманному использованию результатов научно-технического прогресса; отсюда важен также поиск в самой реальной действительности тенденций и сил, способных противостоять дегуманизации науки и техники.  [22]

Однако далеко не всегда столь явно в комплексной проблеме выделяются, по сути, две разные группы заключенных в них вопросов. Нередко считают, что определенные проблемы ( скажем, проблема происхождения жизни, проблема развития, проблема времени, проблема сверхсветовых скоростей, проблема сознания) едины и для частных наук и для философии, только исследуются ими с разных сторон. Тем самым затушевывается их дифференцированность, вследствие чего задачи философии могут недостаточно четко отграничиться от задач частных наук.  [23]

БАКУНИН Михаил Александрович ( 1814 - 76) - рус. В 1836 - 40 жил в Москве, увлекался учениями Фихте и Гегеля, истолковывая философию последнего в консервативном духе ( Гимназические речи Гегеля. О философии ( 1840) - одна из первых в России попыток определить предмет и задачи философии, опираясь на идеи Логики и Феноменологии духа Гегеля.  [24]

Задачей философии, с его точки зрения, является приобщение человека к мудрости, которая представляет один из важнейших атрибутов Бога. Философия помогает познать духовный и материальный мир, уяснить роль и значение нравственных норм, христианских принципов семейной и общественной жизни. Иоанн Дамаскин сформулировал основополагающие установки схоластики, в том числе и представление о науке как служанке богословия, В его сочинениях мистика переплетается с рационалистическими посылками.  [25]

В действительности философия права, составляя часть фшюсофии вообще, не должна отличаться от целого ни по своим задачам, ни по своим методам. Отличие ее не качественное, [ с. Философия права должна ставить своей задачей то же, что составляет предмет изучения отдельных юридических наук: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Таким образом определяется двоякая задача философии права, теоретическая и практическая. Теоретическая задача философии права заключается в критическом исследовании всех тех главных понятий, которые лежат в основе юридических наук и которые принимаются ими большей частью догматически. Высшим и основным понятием следует, без сомнения, признать понятие о праве, а в связи с его сущностью исследованию подлежат вопросы об образовании права, о нарушении права, о применении права, о создаваемых правом отношениях. Право составляет явление государственной жизни, а потому его понятие может выясниться только на фоне понятия о государстве, которое, в свою очередь, предполагает понятие об обществе. К этому присоединяется методология юридических и государственных наук.  [26]

Тем самым было обозначено появление в истории науки проблемы философия и наука. Наука о первых началах, указывал Аристотель - это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против ( Аристотель. В этом положении сформулирована задача философии как науки наук, противостоящей всем другим наукам.  [27]

Однако он не преодолевает кантианства, что сказывается в его понимании задачи философии - выведение наиболее общих принципов бытия и познания из чистого мышления.  [28]

Однако даже более или менее развернутые суждения по этому вопросу, имевшиеся у философов прошлого, еще не означали систематического изучения проблемы и появления нового раздела, а тем более особой дисциплины. В Германии в 1840 году было выпущено сочинение Фр. Кеппена под заглавием Философия философии, но в нем вопрос о сущности и задачах философии не являлся центральным, а был скорее следствием рассмотрения разных философских систем, их сопоставления. Данный труд, конечно, входит в состав исторических предпосылок появления новой философской дисциплины.  [29]

В действительности философия права, составляя часть фшюсофии вообще, не должна отличаться от целого ни по своим задачам, ни по своим методам. Отличие ее не качественное, [ с. Философия права должна ставить своей задачей то же, что составляет предмет изучения отдельных юридических наук: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Таким образом определяется двоякая задача философии права, теоретическая и практическая. Теоретическая задача философии права заключается в критическом исследовании всех тех главных понятий, которые лежат в основе юридических наук и которые принимаются ими большей частью догматически. Высшим и основным понятием следует, без сомнения, признать понятие о праве, а в связи с его сущностью исследованию подлежат вопросы об образовании права, о нарушении права, о применении права, о создаваемых правом отношениях. Право составляет явление государственной жизни, а потому его понятие может выясниться только на фоне понятия о государстве, которое, в свою очередь, предполагает понятие об обществе. К этому присоединяется методология юридических и государственных наук.  [30]



Страницы:      1    2    3