Задача - философия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Когда-то я был молод и красив, теперь - только красив. Законы Мерфи (еще...)

Задача - философия

Cтраница 3


Сциентистская интерпретация философии присуща структурализму, прежде всего в его французском варианте [1], хотя предлагаемая им программа в философском смысле шире, чем позитивистская или неопозитивистская. Цель философии, считают его представители, заключается в поисках общего основания для естественных и гуманитарных наук. В наибольшей степени их сближает использование пусть и разных, но языковых структур. Окружающий нас мир с этой точки зрения представляет собой как бы совокупность зашифрованных истин. Таким образом, задача философии - это нахождение в культуре скрытых базовых структур, которые являются основой тех или иных явлений в мире. Но поскольку эти базовые структуры доходят до нас в виде особых знаковых систем, то их смыслы можно расчистить лингвистическими методами, выявив чистые образы сквозь многообразие окружающих нас языковых структур.  [31]

Энгельс создают новый взгляд на мир. Они понимают мир диалекти-ко-материалистическим, указывают на то, что мир в своей основе материален, что движение неотделимо от материи, что в таком мире человек является носителем человеческой чувственной деятельности, с помощью которой он вызывает изменения в чувственном мире. Человеческая практика - это диалектическая категория и она представляет собой основу процесса развития человека и сознания. Маркс и считал, что задача философии состоит в том, чтобы анализировать сущность человека и формы его самоотчуждения в современном мире и указывать пути его освобождения и создания действительно человеческого общества, в котором человек сможет реализовать себя как свободное и творческое существо практики. Маркс, - до сих пор только объясняли мир, дело же состоит в том, чтобы его изменить. Между тем, изменение мира не является и не может быть делом самих философов. Носителем изменения мира в направлении отмены, уничтожения человеческого отчуждения является пролетариат, который в этом процессе отменяет и самое себя.  [32]

Марксизм тоже решительно порвал с умозрительными конструкциями традиционной философии и повернул ее лицом к практике людей, к их действительным интересам. Но марксистское учение не игнорирует объективной реальности, а, наоборот, считает, что в практике люди должны исходить из реальности, а не из своих субъективных представлений, должны основывать свою деятельность на законах действительности, а не на так называемой свободной, ничем не ограниченной воле. Диалектический материализм считает, что задачей философии является разработка метода действия; он именно и является таким методом, им руководствуются люди в преобразовании действительности. Однако он конструирует этот метод исходя не из субъективных устремлений личности, а из анализа объективных тенденций, необходимых свойств и отношений действительности, согласует его требования не только с желаниями, потребностями и интересами человека, как это имеет место у прагматистов, но и с объективными закономерностями функционирования и развития природы и общества.  [33]

Вместе с тем все более властно заявляет о себе необходимость социально-философского исследования всего того, что несет с собой научно-технический прогресс. Известное отставание в этой области ( хотя, конечно, не одно лишь оно) нашло свое выражение в том, что сегодня принято называть технократическими перекосами. Речь идет о тенденции внедрения научно-технических достижений и реализации научно-технических проектов, исходя из соображений только экономической эффективности, к тому же еще и узко понятой. Эти тенденции находят выражение в создании таких технических средств и систем, которые неудобны в управлении, расточительны в использовании человеческих и природных ресурсов, опасны для окружающей среды, не защищены должным образом от аварий, чреватых самыми тяжелыми последствиями. Сегодня ясно, что ни один сколько-нибудь серьезный научно-технический или инженерно-технологический проект не может быть допущен к реализации, если он в должной мере не проанализирован с социальной, культурной, человеческой, гуманистической точек зрения. В организации такой гуманистической экспертизы, которая требует участия как представителей самых разных областей научного знания, так и широкой общественности, центральная роль принадлежит именно философии. Это одна из точек, в которой задачи философии непосредственно смыкаются с запросами практики.  [34]

Галич и др.) все больше осознают неудовлетворительность механистич. Значит, влияние на отд. Павлов и др.) и эстетическими ( любомудры: Одоевский, Веневитинов; Кюхельбекер и др.) концепциями. Любомудры, подобно Шеллингу, рассматривали материальное и идеальное как различные формы тождественного самому себе начала мира. Чаадаев видел в развитии просвещения, значит, место в котором он отводил развитию религ. Несмотря на пессимизм, связанный с неприятием самодержавно-крепостнич. Идеи Чаадаева, в частности его мысли о специфике рус. Герцена, Белинского, Бакунина, Чернышевского и др. Объективный идеалист, критик ограниченного эмпиризма и субъективизма, Чаадаев видел задачу философии в примирении науки и религии в высшем синтезе и создании на этой основе новой философии. Сущность общих законов бытия постигается, но Чаадаеву, не столько рацион, познанием, сколько откровением; чувства же дают лишь внешнее познание физич.  [35]



Страницы:      1    2    3