Cтраница 4
При растяжении или сжатии напряжения распределяются равномерно по поперечному сечению только в призматических стержнях постоянного сечения, Однако трудно назвать какую-либо часть машины, которая представляла бы стержень постоянного сечения. Даже у такой простой детали, как болт, имеются места с резким из-i менением поперечного сечения, например, в зарезанной; части болта и в месте перехода стержня болта к головке. Это снижение прочности объясняется местным повышением напряжения в области резкого изменения размеров поперечного сечения. [46]
Уменьшение площади поперечного сечения гладкой части стержня болта достигается либо стачиванием стержня ( фиг. Сверленый болт сравнительно с болтом без сверления обладает при равных площадях поперечного сечения меньшей упругостью при изгибе, так как момент сопротивления кольцевого сечения гораздо больше и, как показали опыты, имеет большую концентрацию напряжений в зоне перехода стержня к головке. [47]
На многопозиционных автоматах можно получать детали, равнопрочные по продольному сечению, и зачастую исключать необходимость дополни-гельной упрочняющей термической обработки для получения нужных прочностных свойств. В однопозиционных автоматах формообразование деталей осуществляется в одной матрице, значительно упрочняется только высаживаемое утолщение и практически исключается возможность управления упрочнением элементов штампуемой де.али. Разница между прочно-носгью головки и стержня детали составляет 300 - 350 МПа; в зоне перехода стержня в головку возникает значительное напряжение. После высадки на однопозиционных автоматах заготовки сложной конфигурации должны зачастую подвергаться повторной вы-еадке, выдавливанию, обрезке и проходить термическую обработку. [48]
Цилиндрический стержень заклепки обычно имеет на одном конце заранее высаженную головку ( ее называют закладной), а другой конец имеет коническую форму, необходимую для удобного введения заклепки в отверстие. Вторая головка, получающаяся при склепывании, называется замыкающей. Переход стержня к головке закругленный ( галтель), увеличивающий прочность заклепки. [50]
Положим, что стержень ( рис. 512) сжат силой Р, меньшей критического значения. В этом случае он находится в устойчивом положении равновесия. При переходе стержня от прямолинейной формы равновесия к криволинейной силы Р и Pt совершат работу, в результате чего увеличится потенциальная энергия изгиба стержня. [51]
Поврежденная заклепка ( стержень заклепки посередине просверлен. [52] |
Многие заклепки имели сильно развитые трещины у головок и стержня. Трещины шли главным образом от места перехода стержня в головку ( рис. 41) и сильно разветвлялись в головке заклепки. [53]
Концентраторы напряжений на деталях типа плит. [54] |
Концентрация напряжений может быть вызвана не только формой детали, но и действием сопряженных деталей. В качестве примера на рис. 173 приведено полученное из опыта распределение напряжений в теле стяжного болта. Напряжение, обусловленное формой болта, имеет наибольшую величину на участке перехода стержня в головку и в 3 раза превышает среднее напряжение а0 в стержне. [55]
Концентраторы напряжений на деталях типа плит. [56] |
Концентрация напряжений может быть вызвана не только формой детали, но и действием сопряженных деталей. В качестве примера на рис. 173 приведено полученное из опыта распределение напряжений в теле стяжного болта. Напряжение, обусловленное формой болта, имеет наибольшую величину на участке перехода стержня в головку и в 3 раза превышает среднее напряжение 00 в стержне. [57]
При этом, как уже было сказано выше ( см. стр. В некоторых конструкциях может оказаться необходимой проверка на прочность стержня болта в пределах ненарезанной части; так, например, иногда шпилька имеет в ненарезанной части диаметр, меньший внутреннего диаметра резьбы. При переменных во времени напряжениях иногда проверяют болт ( кроме нарезанной части) в месте перехода стержня в головку, так как эта зона является зоной острой концентрации напряжений. [58]
Фланцевые соединения трубопроводов высокого давления. [59] |
Длину болтов и шпилек выбирают с таким расчетом, чтобы их концы после затяжки выступали за гайку на две-три нитки резьбы. Кроме того, у шпилек отсутствует концентрация напряжений, которая возникает у болтов в местах перехода стержня в головку. [60]