Cтраница 1
Подводные переходы магистральных трубопроводов эксплуатируются в сложных условиях, вызванных русловыми и пойменными процессами на реках, ветроволновой абразией берегов, эрозионными процессами и оползневыми явлениями на береговых склонах и водосборах. Негативное влияние этих факторов усугубляется недостаточным заглублением труб, а иногда и отсутствием заглубления, допущенного в проекте или в процессе строительства. Как правило, профиль подводного перехода трубопровода на береговых участках и в границах русловой части имеет искривления в вертикальной плоскости. На искривленных участках в стенке трубопровода возникают значительные напряжения изгиба. [1]
Подводные переходы магистральных трубопроводов являются наиболее ответственными участками. Это объясняется, во-первых, тем, что на этих участках в значительно большей степени возможна опасность повреждения трубопровода от гидро-нимического воздействия потока, ледохода, а также якорями и волокушками судов и плотов. Трубопроводы подводных переходов могут быть размыты вследствие глубинных деформаций в створе перехода, которые зависят от типа руслового процесса, размеров и скоростей течения реки. Во-вторых, это объясняется трудностью контроля состояния подводного трубопровода и производства на этом участке ремонтно-восстановйтельных работ. [2]
Подводные переходы магистральных трубопроводов при пересечении водных преград через судоходные реки и водохранилища должны быть засыпаны песчаными грунтами в пределах разработанной траншеи. Подводные траншеи могут быть засыпаны на часть глубины траншеи, но не менее 0 5 м слоя грунта над верхней образующей уложенного трубопровода. В настоящее время траншеи с уложенным трубопроводом засыпают грунтом способом рефулирования. [3]
Подводные переходы магистральных трубопроводов являются элементами линейной части ( ЛЧ), требующими к себе особого внимания. Это обусловлено как значительными последствиями, которые может повлечь их повреждение, так и наличием существенно различающихся внешних воздействий на разных участках переходов. [4]
Подводные переходы магистральных трубопроводов являются сложными гидротехническими сооружениями, поэтому их строительство осуществляется по индивидуальным проектам. На подводные трубопроводы при строительстве оказывают воздействие весенние и дождевые паводки, ледоход, формирование нового русла и заносимость разрабатываемой подводной траншеи. Подводные переходы относятся к наиболее ответственным участкам магистральных трубопроводов. Их ремонт сопоставим по сложности и трудоемкости со строительством нового перехода. Сроки ликвидации аварий на подводных переходах во много раз превышают аналогичные сроки на линейной части трубопровода, поэтому к технологии, качеству строительства и конструкции подводных переходов предъявляются повышенные требования. [5]
Строительство подводных переходов магистральных трубопроводов требует соответствующего геодезического и гидрометрического обслуживания. [6]
Участки подводных переходов магистральных трубопроводов, прокладываемые в траншее по дну реки или водоема, через болота или заливаемые водой поймы, должны быть рассчитаны на устойчивость против всплытия. [7]
Строительство подводных переходов магистральных трубопроводов требует соответствующего геодезического и гидрометрического обслуживания. [8]
На подводных переходах магистральных трубопроводов применяется усиленный тип изоляции. [9]
Организация ремонта подводных переходов магистральных трубопроводов включает в себя работы подготовительного и основного периодов. В подготовительный период составляют проект производства работ и календарный график работ, завозят материалы, определяют готовность технических средств. Все это необходимо для обеспечения работы комплексного по тока и быстрого завершения ремонта. [10]
При строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов через водные преграды ( реки, водохранилища, болота, моря) иногда применяется способ укладки трубопроводов с поверхности воды. Расчетная схема трубопровода при этом представляется однопролетной балкой с нулевыми граничными условиями на обоих концах для угла поворота и изгибающего момента. [11]
Практика эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов показала, что для предотвращения серьезных аварий и своевременного проведения планово-предупредительного ремонта необходимо периодическое обследование технического состояния. [12]
Техническая диагностика подводных переходов магистральных трубопроводов может включать как наружное обследование, так и обследование с применением внутритрубных средств технической диагностики. [13]
При сооружении подводных переходов магистральных трубопроводов в зимнее время приходится выполнять большие объемы ледокольных работ, связанных с устройством майн для перемещения механизмов, разрабатывающих подводные траншеи, выполнения водолазных обследований и спуска трубопроводов. Работы по устройству майн ( ледокольных прорезей) являются наиболее трудоемкими при строительстве подводных трубопроводов в зимних условиях. Устройство майн обычно должно быть выполнено в короткий срок, потому эти работы должны быть максимально механизированы. Возможны следующие способы устройства майн: механический с применением ледорезных машин; взрывной; тепловой. [14]
Обследование состояния многочисленных подводных переходов магистральных трубопроводов, построенных десять-двадцать лет назад, показывает, что большая часть из них: находится в нормальных условиях эксплуатации. [15]