Перипатетик - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Жизненный опыт - это масса ценных знаний о том, как не надо себя вести в ситуациях, которые никогда больше не повторятся. Законы Мерфи (еще...)

Перипатетик

Cтраница 3


Как же после этого говорить, что Аристотель не дает ответа на вопрос, что является предметом логики, и не касается процессов умственной деятельности. Но именно в связи с этим Лукасевич подменяет определения Аристотеля выкладками перипатетиков в передаче Аммония ( стр.  [31]

Согласно Платону и истинной речи, она ( подразумевается логика) не есть часть философии. Как утверждают стоики и некоторые платоники, она не только органон, как утверждают перипатетики, но одновременно часть и органон философии.  [32]

Вне связи с химическим анализом это понятие по необходимости носило натурфилософский характер, поскольку ни перипатетики ( сторонники Аристотеля) ни спагирики ( сторонники Парацельса) не могли доказать, что выделяемые ими при горении элементы или начала действительно являются составными частями сгоревшего тела и, следовательно, могут вновь его образовать при известных условиях.  [33]

Именно в это время, в 40 - 60 - е годы, вопрос о пустоте стал предметом целого ряда трактатов. Разгорелся спор пленистов, защищавших мнение, что пространство сплошь заполнено материей ( его разделяли и перипатетики, и картезианцы), и вакуистов, утверждавших, вместе с древними атомистами, существование пространства, отличного от тел.  [34]

Проницательный Скалигер вместе с теми, кто наиболее потрудился над их исследованием, чистосердечно признал ( как это вообще свойственно наиболее искреннему из перипатетиков), что подлинное постижение форм для него слишком трудно и сложно.  [35]

Сократ - человек, всякий человек - живое существо; значит, Сократ - живое существо. Несколькими строками выше Секст сообщает, что он будет говорить о так называемых категорических силлогизмах, которыми больше всего пользуются философы, получившие название перипатетиков. Также см. там же, II, 196, где приводится тот же самый силлогизм с переставленными посылками.  [36]

До падения на какое-нибудь окрашенное тело, считают они, лучи света ничем не отличаются, а по предрасположению этого тела они отражаются или преломляются различными способами и соответственно роду модификации, приобретаемой при этом, они проявляют затем смотрящему различные фантазмы цветов. Смешение света и тени, вращение шаров либо различные колебания среды не предполагаются присущими лучам до их отражений и преломлений; считают, что они порождаются самими этими действиями. Также и перипатетики выводят происхождение цветов из тел, коих, утверждают они, цвета являются качествами. Насколько, однако, это противоречит истине, явствует с избытком из последующего. Я же нашел, что модификация света, от которой происходят цвета, врождена свету, а не происходит при отражении или при преломлении, или из качеств тел, или каким-либо иным образом и не может быть разрушена или каким-либо способом изменена.  [37]

Главными стихиями, влияющими на процессы преобразования Земли, Агрикола считает воду, воздух и огонь. Сами же процессы вызываются противодействием двух противоположных начал - тепла и холода. В этом Агрикола следует диалектическим представлениям перипатетиков. Однако в его труде это не абстрактные, умозрительные категории, они облечены в совершенно реальные формы. В основу всех своих выводов Агрикола, как будет показано далее, кладет фактические наблюдения.  [38]

Ближнем Востоке классическими аристотелевскими произведениями Теология Аристотеля и Книга о причинах, на самом деле первая была - выдержками из Эн-неад Плотина, вторая - книгой Прокла Первоосновы теологии. Таким образом, философское наследие великого Стагирита было воспринято через призму его неопла-тонистических комментариев. Таким вот сложным синтезом богословия, неоплатонизма и перипатетики является мусульманская средневековая философия.  [39]

Книга эта представляет особый исторический интерес. Она посвящена анализу и критике теории перипатетиков ( схоластических аристотелианцев) и спагириков ( алхимиков, последователей Парацельса) о составных частях веществ. Бойль подробно обсуждает вопрос: можно ли признать элементы перипатетиков - огонь, воздух, воду и землю, - а также принципы спагириков - ртуть, серу и соль - в качестве истинных элементов тел.  [40]

Склонность к уединению, даже к стремлению скрыться от людей вполне совместима с высокими творческими способностями. Своих учеников, по крайней мере тех, к которым он проявлял более глубокую личную заинтересованность, Гильберт учил так же, как некогда сам учился у Гурвица, - совершая с ними дальние прогулки по лесам, окружающим Ге ттинген, или в дождливые дни, подобно перипатетикам, разгуливал с ними по дорожкам своего крытого сада. Его оптимизм, духовная страстность, неколебимая вера в высшую ценность науки и уверенность в способности разума находить простые и ясные вопросы были неотразимо заразительны. Если Кант через критику и анализ пришел к принципу примата практического разума, то Гильберт как бы воплощал в себе принцип примата чистого разума - иногда с насмешливым высокомерием ( с агго - gancia3 в испанском смысле), иногда с обезоруживающей улыбкой интеллектуально испорченного ребенка, а в большинстве случаев - с серьезностью человека, уверенного ( и обязанного быть уверенным) в том, что составляет смысл всей его жизни.  [41]

Мусульманская средневековая философия была неразрывно связана с развитием богословских вопросов, она была четко определена в контексте исламской духовной культуры и в системе наук своего времени. Вместе с тем уникальность и своеобразие мусульманской средневековой философии связаны с тем, что она оказалась в целом сориентированной на античные образцы, принципы, учения и идеи, причем наибольшим авторитетом признавался Аристотель, получивший титул первого учителя, а сами средневековые мусульманские философы вошли в историю мировой философской мысли под названием восточные перипатетики. Правда, сразу следует отметить, что в философской мысли восточных перипатетиков не менее глубоко были освоены и неоплатоники.  [42]

Согласно Платону и истинной речи, она ( подразумевается логика) не есть часть философии. Как утверждают стоики и некоторые платоники, она не только органон, как утверждают перипатетики, но одновременно часть и органон философии. Перипатетики, следуя за Аристотелем, считают ее органоном.  [43]

Среди философских школ древней Греции существовал спор об отношении логики и философии. Сам по себе этот спор не представляет большого интереса и не столь существен, потому что решение спорной проблемы, по-видимому, является в значительной мере вопросом соглашения. Но аргументация перипатетиков, которую сохранил Аммоний в своем комментарии к Первой аналитике, заслуживает нашего внимания.  [44]

Аристотеля, дополняя и развивая отд. Ученик Аристотеля Теофраст явно добавил к первой фигуре силлогизма еще пять разновидностей ( модусов), впоследствии выделенных в особую четвертую фигуру. Вместе с Эедсмом он пытался уточнить нек-рые понятия аристотелевской модальной логики, а также исследовал условные и разделит, умозаключения. Органона наиболее значительным был перипатетик Александр Афродизийский.  [45]



Страницы:      1    2    3    4