Cтраница 1
Пилот-долото ввинчивается на небольшом оптимальном расстоянии от расширителя, обеспечивающем придание всему бурильному инструменту высокой жесткости и способствующем эффективной очистке скважины от разрушенной породы и шлама. [1]
В качестве пилот-долота при одновременном бурении и расширении скважины обычно применяется лопастное долото. [3]
Эти расширители применяют с пилот-долотами диаметром 200 - 508 мм и обеспечивают расширение такой скважины до 311 1 - 711 2 мм соответственно. [4]
Этпм определяется целесообразность установки в пилот-долоте, направляющей пробке или пилот-направлении насадок с минимальным диаметром отверстий, в результате чего максимальное количество промывочной жидкости будет поступать в скважину через промывочные устройства расширителя. В то же время минимальный диаметр насадок в пилот-долоте, направляющей пробке или пилот-направлении обеспечит промывку пилот-ствола, перед расширением которого, как правило, осуществляется проработка, тем более необходимая при наличии сужений пилот-ствола. [5]
Схема долота со.| Схема многошарошечного долота для бурения скважин большого диаметра ( до 555 мм ООО ВНИИБТ-Буровой инструмент. 1 - труба центральная. 2 - плита верхняя. 3 - лапа. 4 - шарошка. [6] |
На центрально расположенную трубу снизу навернуто пилот-долото. К корпусу присоединены лапы с шарошками. Лапы выполнены в виде скоб с щеками, образующими продольный ( относительно плоскости симметрии секции) паз с прямоугольным поперечным профилем. Между плитами и корпуса выполнены радиальные перемычки, ширина которых равна ширине продольного паза каждой лапы. Щеки лап установлены между плитами и с охватом перемычек и возможностью радиального перемещения и фиксируются элементами крепления, выполненными в виде болтов и гаек. Радиальные перемычки и щеки имеют ряд отверстий, размещенных на одном уровне и разнесенных с равным интервалом в радиальном направлении. [7]
В результате перемещения осевой нагрузки с пилот-долота на расширитель уменьшается удельная нагрузка на центральный забой и соответственно снижается породоразрушающий эффект. Одновременно увеличивается число оборотов пилот-долота, приближаясь к числу оборотов вала турбобура при холостом вращении. В связи с этим при неэффективном породо-разрушении происходит неоправданный преждевременный износ долота, возникает необходимость подъема инструмента, обусловливающая связанные с этим затраты времени и удорожание работ. Кроме того, при частом перераспределении осевой нагрузки с долота на расширитель и наоборот пилот-долото вращается с переменной скоростью, что также не способствует улучшению его работы на забое. [8]
Они могут также использоваться и в качестве пилот-долота в комплекте с расширителем для направления и центрирования последнего при расширении скважины. Две лопасти 6 и 7 выполняются укороченными и служат для калибрования стенки скважины, стабилизации и центрирования долота. Они располагаются под углом 90 к соседним большим лопастям и по калибрующим ребрам армируются твердосплавными штырями 1, релитом между последними и чугунным припоем. Большие лопасти характеризуются эллиптическим наружным контуром и производят основную работу по разрушению горных пород. По калибрующим ребрам они армируются таким же образом, как укороченные лопасти. [9]
Роторное бурение ступенчатыми долотами и расширителями с пилот-долотом, как правило, должно применяться при раз-буривании однородных по буримости пород. В этом случае целесообразность использования указанных породоразрушающих инструментов может характеризоваться равноценно с бурением долотами, образующими сплошной забой. Однако это допустимо при возможности обеспечения одинаковой стойкости всех ступеней породоразрушающих элементов, вооружение которых позволяет достигнуть одинакового темпа углубления центрального и периферийных забоев. [10]
Расширитель фирмы Локоматик представляет собой корпус с шарошечным пилот-долотом на конце. Ствол в любом интервале расширяется шарошками, выдвигаемыми из корпуса под действием напора промывочной жидкости. После расширения заданного интервала ствола шарошки складываются внутрь корпуса. [11]
Роторное бурение с применением пилотных компоновок, включающих пилот-долото и расширитель, с целью выбора их эффективных типов может проводиться: а) при известных рациональных типах долот ( например, на основании результатов проводки скважин малых диаметров или пилот-стволов, диаметры которых соответствуют диаметрам пилот-долот) и расширителей ( например, на основании данных о расширении пилот-стволов); б) при ранее установленных рациональных типах только пилот-долот или лишь расширителей ( на основании, например, указанных выше данных); в) если рациональные типы пилот-долот и расширителей неизвестны. [12]
При небольшой длине пилот-направления и в случае присоединения пилот-долота или направляющей пробки непосредственно к расширителю величиной гидравлических сопротивлений рШ1 можно пренебречь, как и величиной перепада давлений в центральном отверстии ствола ( корпуса) расширителя, если значения этих гидравлических сопротивлений экспериментально не установлены. [13]
На рис. 10.29 приведена конструкция многоступенчатого расширителя с пилот-долотом 600 мм для бурения скважины диаметром 1500 мм. [14]
Если известен рациональный тип только одного породораз-рушающего инструмента ( пилот-долота или расширителя), то первоначально опытное бурение с применением пилотных компоновок осуществляют с использованием другого породоразру-шающего инструмента такого же типа. Затем типы долот и расширителей уточняют согласно изложенному выше. [15]