Cтраница 4
Гудермесской площади применялась компоновка низа бурильной колонны, состоящая из пилот-долота диаметром 295 мм, турбобура, шарошечного центратора диаметром 292 мм, УБТ диаметром 203 мм, длиной 10 м, пилотного расширителя диаметром 39 - 1 мм и УБТ диаметром 203 м необходимой длины. [46]
Расширитель разрушает породы не сплошным, а кольцевым забоем, причем он, в отличие от бурголовки, не центрируется целиковым выступом-керном, а опирается на кольцевой уступ у стенки скважины. Поэтому при расширении длинных участков скважины расширитель необходимо центрировать с помощью пилот-долота. Диаметр пилот-долота принимается примерно на 10 - 12 мм меньше, чем диаметр инструмента, которым бурился расширяемый ствол. [47]
Долота Симплекс выпускают в 13 моделях диаметрами от 95 2 до 914 4 мм. Их применяют главным образом для бурения ыполаживающихся искривленных скважин, в качестве пилот-долота с расширителем, а также при аварийных работах для резания труб и других предметов в скважине. [48]
При проведении опытного бурения с целью выбора рациональных типов пилот-долот и расширителей оптимальные параметры режима бурения еще не выявлены. Такая методика выбора осевых нагрузок принята в связи с возможностью перераспределения в процессе бурения нагрузок с пилот-долота на расширитель и наоборот. [49]
Дифференциально-дисковые долота выпускают также одного типа, одной модификации. Их применяют для бурения скважин на нефть, газ и другие полезные ископаемые; в качестве пилот-долота; при расширении и калибровке скважин. [50]
Эти инструменты позволяют получить диаметр скважины, несколько больший, чем проходной диаметр ( внутренний) последней спущенной обсадной колонны. Однако компоновка, составленная из пилот-долота и расширителя, работает только при одновременном углублении и расширении скважины, так как требует зацентровки на забое пилот-долота. [51]
Ковшовый бур с распорами. [52] |
Корпус 2 бура представляет собой трубу наружным диаметром 600 мм. Кассета является основным рабочим органом бура и состоит из крышки 11, двух боковых стенок 12, днища 1 и штока 13 с опережающим лопастным пилот-долотом. Днище 1 представляет собой конус с двумя овальными отверстиями, к которым приварены такой же формы ножи, армированные твердым сплавом. Для перекрытия овальных отверстий при подъеме внутренняя поверхность днища оснащена клапанами. [53]
В процессе бурения углубление пилот-ствола осуществляется долотом, соединенным с валом турбобура. Одновременно с этим крутящий момент от вала турбобура посредством ведущей трубы передается расширителю, разбуривающему периферийный кольцевой забой при вращении с таким же числом оборотов, что и пилот-долото. [54]
Эксцентричный переводник. [55] |
При бурении скважин диаметром 394 мм и более в спокойных геологических условиях, не способствующих естественному искривлению ствола, эффективно проводить бурение опережающим стволом с последующим расширением до необходимого диаметра. При бурении в устойчивых и перемежающихся по крепости породах с крутым падением пластов, способствующим естественному набору кривизны, более эффективно применять роторный способ со ступенчатой компоновкой породо-разрушающего инструмента с пилот-долотом или турбинно-ротор-ным способом. [56]
Расширитель разрушает породы не сплошным, а кольцевым забоем, причем он, в отличие от бурголовки, не центрируется целиковым выступом-керном, а опирается на кольцевой уступ у стенки скважины. Поэтому при расширении длинных участков скважины расширитель необходимо центрировать с помощью пилот-долота. Диаметр пилот-долота принимается примерно на 10 - 12 мм меньше, чем диаметр инструмента, которым бурился расширяемый ствол. [57]
Расширитель треста Союзшахтоосушение позволяет расширять скважины до диаметра 538 - 1200 мм. Он состоит из направляющего пилот-долота и расположенных по периферии четырех шарошек. В качестве пилот-долота используется серийное шарошечное долото, формирующее опережающую скважину малого диаметра, которая затем расширяется периферийными шарошками до требуемого размера. [58]
Расширители, как породоразрушающий инструмент, широко применяются при бурении скважин большого диаметра. Например, при бурении вентиляционных стволов в шахтном строительстве применяются поро-доразрушающие инструменты диаметром более 1000 мм. Такие инструменты собираются из пилот-долота диаметром 295 - г - 490 мм и ряда расширителей. Количество расширителей и их конструкция определяются для каждого конкретного случая. [59]
В первую очередь трехшарошечным долотом проходилась пилот-скважина. Когда пилот-скважина была пробурена на всю длину пилот-долота, анкерный якорь раскреплялся гидравлической системой машины. Специальные шины на якоре увеличивают его сцепление с породой. Таким образом машина раскрепляется не только домкратами с боков, но и в пилот-скважтгне. [60]