Cтраница 2
При изготовлении жестких колес и валов-шестерен, особенно с поверхностной закалкой зубьев, отделка базовых посадочных поверхностей после термической обработки имеет целью только восстановление их формы и размеров. [16]
Для уменьшения деформаций и повышения качества цементированного слоя можно проводить поверхностную закалку зубьев цементированных шестерен токами высокой частоты. [17]
![]() |
Установка цилиндрических зубчатых колес с осевым сдвигом. [18] |
Повышение прочности металла зубьев на износ получается при цементировании или поверхностной закалке зубьев; что касается смазки, то она должна быть чистой и не содержать воды. [19]
При изготовлении колес с выточками из цементованных сталей или с поверхностной закалкой зубьев опорной технологической базой при зубошлифовании может служить торец диска, противоположный базовому торцу зубчатого венца при зубонарезании ( фиг. В); этот торец предохраняется от закалки и отделывается одновременно с посадочными поверхностями детали при базировании колеса по зубчатому венцу и базовому торцу зубчатого венца. [20]
![]() |
Схема обработки фасок плавающим дисковым шлифовальным кругом.| Схема обработки фасок червячными фрезами-улитками.| Схема снятия фасок на торцовых кромках зубьев колеса конусной фрезой. [21] |
При изготовлении колес большой жесткости и валов-шестерен, особенно с поверхностной закалкой зубьев, отделку базовых посадочных поверхностей после термической обработки выполняют только для восстановления их формы и размеров. На валах-шестернях шлифуют посадочные шейки и шлицевые поверхности; на цементованных валах-шестернях, кроме того, нарезают точную соос-ную резьбу и шлицевые поверхности с эвольвентным или треугольным профилем, которые предохраняют от цементации. [22]
Колеса, изготовляемые из закаливаемых марок стали, подвергаются закалке и отпуску; при этом целесообразно применять поверхностную закалку зубьев, которая осуществляется преимущественно токами высокой частоты. [23]
Шестерни, подвергающиеся в эксплуатации меньшим усилиям, изготовляются из сталей марок 45 и 45Х и подвергаются поверхностной закалке зубьев токами высокой частоты. Предварительная термическая обработка в этом случае сводится к нормализации или улучшению поковки. Лучший способ закалки токами высокой частоты состоит в закалке по всему контуру зуба и впадин. Если это осуществить нельзя, то проводится закалка лишь истирающихся боковых поверхностей зуба и не допускается закалка основания зуба, так как в противном случае здесь в эксплуатации возникают значительные напряжения и трещины. [24]
Это сокращает время отделочных операций ( см. ниже): в) припуск на шлифование колес с поверхностной закалкой зубьев принимается по минимальному пределу, указанному в табл. 15, а; для колес из высоколегированных цементуемых сталей - по максимальному пределу, но с учетом максимально допустимого съема цементованного слоя с рабочих профилей. [25]
Графики для определения коэффициента у: а - стальные зубчатые колеса, подвергнутые нормализации или улучшению, объемной или поверхностной закалке зубьев; б - зубья цементованные, азотированные и-ли планированные вместе с выкружкой, а также чугунные зубчатые колеса. [26]
Для того чтобы увеличить допускаемую мощность, необходимо либо улучшить качество материала колеса, либо применить косозубые или шевронные колеса с поверхностной закалкой зубьев шестерни и притиркой ее в паре о колесом. [27]
Если посадочное отверстие шестерни не требует ремонта, то можно избежать операции отжига, для чего рационально зубья наваривать с погружением шестерни в водяную ванну и последующей поверхностной закалкой зубьев. При погружении в воду колесо закрывают асбестом для защиты наплавляемой поверхности от брызг воды, оставляя прорезь для нескольких зубьев. Если ремонт отверстия необходим, то зубья навариваются обычным способом с последующей закалкой всей шестерни в печи. Рекомендуется также наплавка зубьев ацетилено-кислородным пламенем с применением присадочного материала того же состава, что и материал шестерни. Колесо при наплавке погружают в ванну с водой во избежание коробления. [28]
![]() |
Схема нарезания зубьев перед отделочной зубообра-боткой с оставлением припуска только по эвольвентным поверхностям зубьев. [29] |
Припуски на толщину зубьев, оставляемые на рабочих профилях на чистовую зубообработку, рекомендуется принимать соответственно табл. 3.14. При назначении припусков на последующую зубообработку необходимо учитывать следующее: при единичном производстве колес больших размеров и последовательной зубообработке на одном станке припуск допускается снижать; при изготовлении колес с большими допусками на толщину зубьев, отделка которых выполняется шевингованием или шлифованием, рекомендуется толщину зубьев на чистовой зуборезной операции несколько уменьшать, принимая в дальнейшем часть чертежного допуска в качестве припуска на отделочные операции, что сократит время отделочных операций; припуск на шлифование колес с поверхностной закалкой зубьев принимают по минимальному пределу, указанному в табл. 3.14, а для колес из высоколегированных цементуемых сталей - по максимальному пределу, но с учетом максимально допустимой толщины цементованного слоя, снимаемого с рабочих профилей. [30]