Cтраница 4
Редкость камня, его прочность, чистота, цвет или игра, блеск и размер-вот те факторы, которые наиболее важны при этой оценке. Необходимо помнить и о законах предложения и спроса, а также учитывать моду; опалы, очень популярные в наше время, имели дурную славу в XVII в. Кубическая окись циркония сейчас ценится за новизну, что, видимо, будет способствовать поддержанию ее высокой цены. Аналогичная тенденция, вероятно, характерна для любых новшеств, как это было с часами со светодиодным индикатором, цена иа которые уменьшилась в 10 раз в сравнении с первоначальной. Синтетические камни с хорошей репутацией, так же как природные камни, могут повышаться в цене, а редкие экземпляры могут стать и предметом коллекционирования. [46]
Он не сможет мне сказать, почему за определенное количество труда дается определенная сумма денег. Если он мне ответит - ото определяется законом предложения и спроса, то я тотчас же его спрошу - а каким же законом регулируются сами предложение и спрос. Соотношение между предложением труда и спросом на него подвергается постоянным изменениям, а вместе с этими изменениями меняются и рыночные цены труда. Если спрос превышает предложение, заработная плата повышается; если предложение превышает спрос, заработная плата падает, хотя при подобных обстоятельствах может оказаться необходимым прощупать действительное состояние спроса и предложения, например, путем стачки или каким-либо другим способом. Но если законом, регулирующим заработную плату, вы признаете предложение и спрос, то с вашей стороны будет ребячеством и бесполезным делом ратовать против повышения заработной платы, потому что, согласно тому высшему закону, на который вы ссылаетесь, периодическое повышение заработной платы столь же необходимо и законно, как и периодическое ее падение. Если же вы не признаете предложение и спрос законом, регулирующим заработную плату, то я еще раз повторю свой вопрос: почему за определенное количество труда дается определенная сумма денег. [47]
Однако проявление творчества находится в значительной зависимости от закона предложения и спроса. До сих пор технический прогресс в Японии не создавал спроса или неодолимой потребности в созидании - и оно не было предложено. [48]
Закон спроса описывает поведение покупателей при изменении цены товара. Поведение продавцов ( изготовителей) товара на рынке описывает закон предложения. Предложение - это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником. Закон предложения характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. [49]
Известно, что всякое явление содержит в себе общее и особенное, или специфическое и индивидуальное. Так, законы рынка - закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон конкуренции - существуют независимо от того, знают о них участники рынка или не знают. [50]
Во-первых, сам спекулятивный рост рыночной цены, как мы знаем, приводит в действие закон предложения, а с увеличением производства товаров исчезают экономические условия спекуляции. Во-вторых, неравноценный обмен лишь перераспределяет имеющуюся стоимость между разными лицами: то, что один теряет, другой приобретает. Между тем общая сумма цен всех продуктов остается прежней. В-третьих, если предприниматели, вместе взятые, начнут в равной степени и постоянно пытаться нажиться за счет неэквивалентного обмена, то все они не смогут обогатиться на спекулятивной перепродаже товаров друг другу. [51]
Но все это ни на шаг не подвигает вопроса о стоимости, определяемой количеством труда. Все еще остается решить, определяется ли стоимость этих двух марок, снова превратившихся в одну прежнюю марку, издержками производства или законом предложения и спроса. [52]
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой. [53]