Cтраница 1
Психологический закон, действию которого Кейнс придавал столь большое значение, на самом деле не существует. За счет еще большего ограничения своего потребления они вынуждены откладывать часть заработка на черный день в случае безработицы. Но это не результат действия психологического закона, а явление, порожденное социально-экономическими условиями капитализма. [1]
Психологический закон, действию которого Кейнс придавал столь большое значение, на самом деле не существует. Подавляющая часть рабочих не имеет возможности сберегать, так как их заработная плата недостаточна даже для удовлетворения необходимых потребностей. За счет еще большего ограничения своего потребления они вынуждены откладывать часть заработка на черный день в случае безработицы. Но это не результат действия психологического закона, а явление, порожденное социально-экономическими условиями капитализма. [2]
Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. Даже внешняя мимика интереса показывает, что интерес означает не что иное, как расположение и приготовление организма к известной деятельности, сопровождаемое общим повышением жизнедеятельности и чувства удовольствия. Тот, кто слушает с интересом, задерживает дыхание, направляет уши в сторону говорящего, не сводит с него глаз, оставляет всякую другую работу и движение и, как говорят, весь превращается в слух. Это и есть наиболее яркое выражение полного собирания организма в одну точку, полного превращения его в один род деятельности. [3]
Основное психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход. Это означает, что если, допустим, Cw характеризует размеры потребления, a Yw - доход ( причем и то и другое измерено в единицах заработной платы), то Cw имеет тот же знак, что nYw, но величина Cw меньше, чем Yw, иначе говоря, значение положительно и меньше единицы. [4]
Основное психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход. Это означает, что если, допустим, Cw характеризует размеры потребления, a Yw - доход ( причем и то и другое измерено в единицах заработной платы), то Cw имеет тот же знак, что nYw, но величина Cw меньше, чем Yw, иначе говоря, значение положительно и меньше единицы. [5]
Поэтому и обычный психологический закон, согласно которому при увеличении или уменьшении реального дохода общества размеры совокупного потребления будут меняться в том же направлении, но не с такой быстротой, можно сформулировать, правда не с абсолютной точностью, но с такими оговорками, которые являются очевидными и легко могут быть представлены с достаточной полнотой в формальном виде, прибегнув к следующим положениям: величины ( Cw и имеют одинаковый знак, но ( Yw ( Cw, где Cw представляет собой потребление, выраженное в единицах заработной платы. [6]
Поэтому и обычный психологический закон, согласно которому при увеличении или уменьшении реального дохода общества размеры совокупного потребления будут менятся в том же направлении, но не с такой быстротой, можно сформулировать, правда, не с абсолютной точностью, но с такими оговорками, которые являются очевидными и легко могут быть представлены с достаточной полнотой в формальном виде, прибегнув к следующим положениям: величины Д С и Д Yw имеют одинаковый знак, но Д YW Д Cw где Cw представляет собой потребление, выраженное в единицах заработной платы. [7]
Что касается психологических законов Дж. Кейнса, то их психологизм выражается прежде всего в том, что полученные эмпирическим путем закономерности изменения потребления в связи с изменением дохода объясняются некими внутренними склонностями человека ( Макашева НА. [8]
На этом психологическом законе основывается американская реклама. [9]
В условиях резкого увеличения товаров массового потребления психологический закон объясняет противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, характеризуемое как недооценка возникновения потребительско-приобретательских идеалов. В частности, такой факт наблюдается в рассуждениях о том, что следует дать возможность человеку насытиться материальными благами, тогда он сам поймет никчемность стремления потреблять, станет равнодушно относиться к привычным для него вещам, у него духовные потребности выйдут на первый шшн. Однако практика показывает, что люди с невысокой культурой потребления не выдерживают испытания достатком, теряют чувство меры в потреблении, заражаясь вещизмом, искажают понятие разумные потребности. Поэтому стихийное формирование потребительских идеалов, отсутствие целенаправленной работы по формированию культуры потребления имеет негативные последствия в обществе. Во всяком случае, императивом антропогенной цивилизации, несомненно, является создание условий, факторов для культурного потребления. [10]
Но независимо от того, представляется ли читателю этот психологический закон как верный априори или нет, жизнь, несомненно, была бы совершенно иной, если бы этот закон не действовал. Так, в этом случае рост инвестиций, каким бы маленьким он ни был, вызывал бы кумулятивный рост эффективного спроса до тех пор, пока не было бы достигнуто состояние полной занятости. [11]
Кривые Энгеля для Саксонии, 1857 г. 4. [12] |
Очевидно, что убывание доли потребления в соответствии с психологическим законом Кейнса, подобно убыванию доли расходов на питание, отмеченному Энгелем, отражает общую закономерность распределения потребителем возрастающего дохода. [13]
Познание, овладение знаниями как важнейший процесс человеческой активности осуществляется по психологическим законам, суть которых сводится к следующему. [14]
Но еще более естественно исследовать аналогии, которые могут существовать между социологическими и психологическими законами, потому что эти две сферы более непосредственно соприкасаются друг с другом. [15]