Cтраница 2
Строго говоря, и это явление следует понимать не как исключение из общего психологического закона, а, скорее, как расширение того же самого принципа. [16]
И опять-таки, независимо от того, правдоподобен ли этот вывод априори или нет, опыт показывает, что подобный психологический закон должен быть в силе. [17]
И опять-таки, независимо от того, правдоподобен ли этот вывод априори или нет, опыт показывает, что подобный психологический закон должен быть в силе. [18]
Эти мудрые слова, принадлежащие замечательному мыслителю - психологу и педагогу, далеко не устарели для тех учителей, которые стремятся организовать воспитание и обучение своих питомцев с пониманием психологических законов деятельности ребенка и педагогических правил изменения его социальной среды, но такое понимание должно превращаться в творческое устремление и умение учителей работать с самыми разными конкретными детьми в весьма разноликой и неповторимой социальной ситуации их жизни. И каждый раз нужно принимать неожиданное и новое педагогическое решение, к тому же безошибочное, посколько от него зависит реальная судьба ребенка, его семьи. Вот почему труд подлинного учителя всегда носит сугубо творческий характер. [19]
Ближе всего к психологии, по Миллю, основанная на ней этология, или наука о формировании характера, которая дедуктивно выводит законы образования характеров и их формы из различных комбинаций общих психологических законов с конкретными физическими и психическими обстоятельствами, что и придает характерам индивидуальный отпечаток. Этология будет обозначать ту, зависящую от психологии науку, которая определяет, какого рода характер получится ( в зависимости от этих общих законов) при наличности известного ряда физических и психических обстоятельств [ 5, с. Переходный к социологии, частный вид этологии - политическая этология, или наука о причинах, определяющих национальный характер, присущий всякому народу или эпоху [ 5, с. Общая психология вкупе с индивидуальной и национальной этологиями обеспечивают почву для дедуктивного построения той общей науки об обществе ( the science of society), которая соответствует контовской социологии. [20]
Исходя из того, что законы социологии должны распространяться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния общества, Тард пытался найти всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли бы быть сведены к нескольким универсальным социологическим и психологическим законам. [21]
Когда растет занятость, D будет увеличиваться, но не в той же мере, что и D, так как с ростом дохода уровень потребления хотя и повышается, но не в той же степени. Именно в этом психологическом законе следует искать ключ для решения наших практических проблем. Ведь из него следует, что чем выше уровень занятости, тем значительнее будет разрыв между совокупной ценой предложения ( Z) соответствующей продукции и суммой ( D), которую предприниматели могут рассчитывать получить обратно в результате расходов потребителей. [22]
По его мнению, психологический закон сдерживает расходование населением своих сбережений и вызывает сокращение эффективного спроса. Недостаточный спрос ведет к уменьшению инвестиций, экономич. Гос-во своими расходами должно восполнить этот недостаток, причем при нехватке поступлений налогов ему рекомендуется обращаться либо к кредиту, либо к эмиссии денег. Бюджетные дефициты благотворно действуют на экономику страны, оживляя ее. [23]
В этом он видел осуществление того психологического закона, по которому в круговороте работы на нас возвращается в виде отраженного впечатления наш собственный поступок. Таким образом, мы получаем при помощи своих органов чувств известия о своих поступках и об их результатах. Мы слышим слова, произнесенные нами, мы чувствуем удар, который сами нанесли; мы читаем в глазах окружающих, увенчались ли наши действия успехом или неудачей. Это отраженное обратно впечатление необходимо для того, чтобы весь опыт оказался законченным. Все психологические выводы, к которым мы пока можем прийти, говорят нам, что желание ученика иметь сведения о своих успехах является нормальным, конечным звеном в цепи его духовных функций. И это желание никогда не должно бы оставаться неисполненным, если против него не говорят какие-нибудь очень веские доводы. [24]
Эта попытка свести факты социальной жизни к психологическим законам логически вела к спекуляциям по поводу сущности происхождения и развития общества. [25]
Чрезвычайно любопытно, что наслаждение поэтическими произведениями всегда возникает косвенным, противоречивым путем и исходит непременно из преодоления непосредственных впечатлений от предмета и искусства. Вспомним трагическое и комическое в искусстве как наиболее яркие образы этого психологического закона. Трагедия всегда говорит о гибели и вызывает в нас, по определению Аристотеля, страх, ужас и сострадание. Если мы созерцаем трагедию не с высоты этих чувств, а с легкой улыбкой, ее трагическое действие, конечно, остается для нас непознанным. Еще древних занимала проблема, каким же образом мучительное само по себе может сделаться предметом переживания прекрасного и почему созерцание чужой гибели может дать такое высокое наслаждение зрителю трагедии. Наивно объясняли это биологическим контрастом, и испытываемое нами от трагедии наслаждение пытались сводить к тем чувствам безопасности и удовольствия, которые испытывает человек, когда несчастье постигает другого. [26]
Цель этой книги - поставить педагогику на научную и практическую основу, научную в смысле построения ее на проверенных фактах вместо привлекательных теорий, практическую в смысле сообщения таких знаний и умений, которые могут практически повлиять на педагогическое дело. По примеру лучших работ по педагогике, эта книга основывает принципы на психологических законах; она пользуется современной научной психологией, самыми последними изысканиями генетической и динамической психологии), а также непосредственными исследованиями в области самого преподавания, произведенными авторитетнейшими специалистами. Она составлена в форме учебника для руководства учителя в применении принципов обучения на деле, а не в виде трактата, предназначенного для обсуждения или, вернее, только для прочтения. [27]
Недостаточность потребительского спроса Кейнс выводит из свойств человеческой психологии, заявляя, что склонность к потреблению уменьшается с ростом доходов. По его мнению, люди по мере роста своего дохода, все меньшую часть его затрачивают на потребление и все большую сберегают, причем уменьшение склонности к потреблению является якобы вечным психологическим законом. [28]
Психологический закон, действию которого Кейнс придавал столь большое значение, на самом деле не существует. За счет еще большего ограничения своего потребления они вынуждены откладывать часть заработка на черный день в случае безработицы. Но это не результат действия психологического закона, а явление, порожденное социально-экономическими условиями капитализма. [29]
Мы начинаем понимать, что мышление само возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней. Установление эмоционального и активного характера мышления представляет едва ли не важнейшее завоевание психологии последних десятилетий. С особой настойчивостью выдвигается и подчеркивается обстоятельство, что мысль всегда означает необычайную заинтересованность организма в том или ином явлении, что мышлению присущ активный и волевой характер, что в своем течении мысли подчиняются не механическим законам ассоциации и не логическим законам достоверности, но психологическим законам эмоции. [30]