Cтраница 1
Политеизм возникает в период разложения первобытнообщинного строя, вырастая из ранних форм религии: тотемизма, фетишизма, анимизма, к-рые одухотворяли природу, означали веру в многочисленных равноправных духов и фетишей. [1]
В индуизме сохранился характер политеизма и зооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных. [2]
Вариант минимальной ответственности божества дает политеизм, особенно в его первобытно-апимистич. То, что богов много, ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Теогония) или приводен богами в порядок из состояния хаоса. [3]
Он выразился в переходе от политеизма к монотеизму, у истоков которого стоял Сократ. [4]
Поскольку у римлян с их политеизмом, с их множеством языческих богов-идолов вроде Зевса и Марса, не существовало развитой монотеистической сказки-религии-философии, которую можно было бы быстро подвести под Новый завет, то для этой цели отлично подошли иудейские писания. Наверняка римских императоров активно лоббировали и раввины, которые увидели прекрасную возможность через управление новой религией влиять на сознание людей на многие века вперед. [5]
Монотеизм еврея представляет собой поэтому в действительности политеизм множества потребностей, политеизм, который возводит даже отхожее место в объект божественного закона. Практическая потребность, эгоизм - вот принцип гражданского общества, и он выступил в чистом виде, как только гражданское общество окончательно породило из своих собственных недр политическое государство. [6]
То, что Конт называет фетишизмом и политеизмом, т.е. мифология, есть непосредственный способ воззрения... Кстати сказать, этот способ понимания теологической ( по выражению Конта), а вернее - мифологической, формы сознания оказался гораздо ближе, чем контовский, именно к тому, какой утвердился в конце. Оказалось, как это ни парадоксально, что контовское узко-сциентистское понимание сознания в особенности скорее уводит от его социологического понимания, чем подводит к нему. [7]
В эпоху упанишад центр тяжести формирующегося индуизма постепенно смещается от политеизма к признанию фундаментального единства всего сущего на основе разработки доктрины единства атмана и Брахмана. В это же время начинают разрабатываться базовые для позднейшего индуизма доктрины кармы, сансары и мокши. Тогда же в религиозных представлениях брахманов появляются и элементы монотеизма, поскольку в ряде упанишад абсолют - Брахман описывается как всесо-вершенная божественная личность, творец и повелитель ( ишва-ра) всех миров. [8]
Монотеизм еврея представляет собой поэтому в действительности политеизм множества потребностей, политеизм, который возводит даже отхожее место в объект божественного закона. Практическая потребность, эгоизм - вот принцип гражданского общества, и он выступил в чистом виде, как только гражданское общество окончательно породило из своих собственных недр политическое государство. [9]
В своем втором основном фазисе, теологическое мышление, отливаясь в настоящий политеизм, очень часто смешиваемый современными народами с предыдущей стадией, - ясно представляет свободное умозрительное преобладание воображения, между тем как раньше инстинкт и чувства имели перевес в человеческих теориях. Первоначальная философия подвергается в этом состоянии наиболее глубокому преобразованию, какому только доступна совокупность ее реального назначения, - преобразованию, выражающемуся в том, что материальные предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на разные вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а затем даже и человеческих явлений. [10]
Можно смело сказать про средневековую Европу, что она сохранила все суеверия времени политеизма. [11]
Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием ( политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа. [12]
В тем большей степени Сен-Симон считает возможным повторить все это, говоря о политеизме, благодаря которому человеческий разум возвысился... [13]
На смену культу животных предков-тотемов и звероподобных демонов приходит религия божественных героев и покровителей различных занятий - политеизм. [14]
Сакральность и неповрежденность основоположений новой веры выступали свидетельствами ее непогрешимости, из чего выводился приоритет христианства для общественных порядков и нравственности, по сравнению с гетеродоксией ( разномыслием) и политеизмом. [15]