Cтраница 1
Природоохранительное законодательство регулирует общественные отношения, действия должностных лиц и отдельных граждан, направляя эти действия в интересах государства и социалистического общества. Оно состоит из законов и подзаконных правовых актов, содержащих правовые нормы. Правовые нормы определяют права, обязанности и ответственность предприятий, учреждений, организаций и граждан по использованию и охране природы. Важное практическое значение в охране окружающей природной среды имеют подзаконные правовые нормы, устанавливаемые постановлениями, приказами, директивами, положениями и инструкциями министерств и ведомств. [1]
Природоохранительное законодательство устанавливает единую для всех обязанность - не совершать действий, причиняющих вред окружающей природной среде, и единую и обязательную ответственность за невыполнение установленных обязанностей. [2]
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды ( а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. [3]
Акты природоохранительного законодательства развиваются подзаконными актами - указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами. [4]
Нарушение природоохранительного законодательства может привести к ущербу, наносимому природным объектам, или создать реальную угрозу возникновения такого ущерба. Ущерб, наносимый природе, принято подразделять на экономический и экологический. [5]
Нарушение природоохранительного законодательства заключается в несоблюдении, неисполнении и неприменимости соответствующих правил охраны природы, а также в неосуществлении мероприятий по сохранению, улучшению природных объектов и оздоровлению окружающей среды. Несоблюдение природоохранительного законодательства означает нарушение, невыполнение тех запретов, которые установлены с целью охраны природы. Неисполнение - нарушение тех обязанностей, которые возлагаются на природопользоваталей по охране природнор среды. [6]
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды ( а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. [7]
Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей. Указанный закон определяет систему органов, уполномоченных в области охраны природы, принципы проведения государственного экологического контроля и государственной экологической дисциплины, устанавливает перечень платежей за природопользование, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, при вводе в эксплуатацию и при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов, включает ряд других положений, регламентирующих базовые природоохранные отношения. [8]
В системе природоохранительного законодательства действуют законодательные акты, направленные на охрану здоровья человека. [9]
Иными актами природоохранительного законодательства определены другие обязанности природопользователей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. [10]
За несоблюдение природоохранительного законодательства виновные привлекаются к одному из следующих видов ответственности: административной, уголовной и материальной. [11]
Среди нарушений природоохранительного законодательства следует особо выделить противозаконный ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение окружающей природной среды. Согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик ( Статья 46), все должностные лица, виновные во введении в эксплуатацию объекта, загрязняющего воды, привлекаются к уголовной или административной ответственности. [12]
Учитывая единые цели природоохранительного законодательства, связанные с необходимостью сохранения природной среды для человека как биосоциального субъекта, можно использовать различные способы охраны природы и природных ресурсов. Для охраны природы наиболее распространены консервативные методы, заключающиеся в запретах и изоляции объектов природы от активной хозяйственной деятельности. [13]
Система и структура природоохранительного законодательства строится на основе Закона об ООПС. В него включены следующие институты: общие положения; цели и задачи законодательства; объекты окружающей природной среды, подлежащие охране; принципы охраны; компетенция Российской Федерации, ее субъектов, органов власти и управления; право граждан на благоприятную окружающую природную среду; экономический механизм ее охраны; экологические требования ( требования экологической безопасности); нормирование качества окружающей природной среды; экологическая экспертиза; экологический контроль; разрешение экологических споров; ответственность за экологические правонарушения; международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. [14]
Материалы о нарушении природоохранительного законодательства направляются не позднее месяца с момента выявления в органы прокуратуры по поднадзорности и месту нахождения предприятия, организации, учреждения, которым оно допущено. [15]