Cтраница 2
Учение марксизма о классовой борьбе, провозглашенное в Манифесте Коммунистической партии, правые ревизионисты подменяют абстрактным гуманизмом буржуазно-либерального толка, утверждают, будто проблема борьбы против отчуждения абстрактной человеческой личности есть главная проблема современной исторической эпохи. Из положений Маркса об отчуждении работника в условиях капитализма они выхолащивают конкретно-историческое классовое содержание. [16]
В работе Одномерный человек Маркузе настойчиво ищет и последо-нительно отвергает факторы, которые способствовали бы осуществлению ин. Он отрицает положение Маркса о прибавочной стоимости кик результате эксплуатации живого труда, так как для автоматизированного общества этот тезис неприемлем. Рабочий класс подвергается эксплу-нации так же, как и другие слои общества. Также инертны it настроены на сохранение системы инженеры, ученые, служащие и предприниматели. Сама наука и культура обслуживают это общество и убеждают людей в его нерушимости. [17]
Революционной силой, призванной уничтожить капиталистическое общество и построить новое, социалистическое, явится пролетариат, который, как каждый стремящийся к господству класс, должен прежде всего завоевать себе полити ческую власть... В этом положении Маркса и Энгельса содержится зародыш их учения о диктатуре пролетариата. [18]
Создавая теорию коммунизма, Маркс и Энгельс наметили лишь общие контуры будущего коммунн-стич. Основываясь на этих положениях Маркса и Энгельса, Ленин разработал вопросы об осн. Тем самым Ленин идейно вооружил Коммунистич. Исходя из гениальных ленинских положений, творчески применяя и развивая их, КПСС привела сов. [19]
Он указывал, что положения Маркса и Энгельса об отечестве нельзя понимать догматически. [20]
В статьях Об отношении рабочей партии к религии, Классы и партии в их отношении к религии и церкви Ленин формулирует основные принципы пролетарского атеизма. Он показывает, что положение Маркса религия есть опиум народа является краеугольным камнем всего марксистского мировоззрения в вопросе о религии. Раскрывая социальные корни религии Ленин указывает, что борьбу с религией нельзя сводить к абстрактно-идеологической проповеди, что ее надо связать с конкретной практикой классовой борьбы, которая ведет к устранению социальных корней религии. [21]
Таким образом, Ростоу пытается выделить ступени исторического прогресса, учитывая уровень развития производительных сил и науки и совершенно игнорируя развитие производственных отношений. Более того, он критикует положение Маркса об определяющей роли экономических отношений в функционировании и развитии общества, объявляет марксово объяснение социальной жизни максималистским. Противопоставляя свою теорию стадий роста теории общественно-экономических формаций, он подчеркивает, что исходит не из экономических факторов как главной движущей силы социального развития, а из множества различных социальных сил, влияющих на поведение человека и обусловливающих выбор им направления деятельности. [22]
Но если Струве говорит, что положение Маркса ( которое гласит, что потребление не является целью капиталистического производства) носит на себе явную печать полемического характера вообще всей системы Маркса. Что потребление не является целью капиталистического производства, это факт. Противоречие между этим фактом и тем фактом, что в конечном счете производство связано с потреблением, зависит от потребления и в капиталистическом обществе, - это противоречие не доктрины, а действительной жизни. Теория реализации Маркса именно потому, между прочим, представляет громадную научную ценность, что она показывает, как осуществляется ото противоречие, что она выставляет это противоречие на первый план. Полемический характер носит система Маркса не потому, что она тенденциозна, а потому, что она дает точное изображение в теории всех тех противоречий, которые имеют место в жизни. Поэтому, между прочим, остаются и будут оставаться неудачными все попытки усвоить систему Маркса, не усваивая ее полемического характера: полемический характер системы есть лишь точное отражение полемического характера самого капитализма. [23]
Politisch-okonomische Revue, в которой неправильно истолковано положение Маркса о диктатуре рабочего класса. [24]
Великой заслугой Ленина является разработка теории перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, в основе которой лежит известное положение Маркса о непрерывной революции и сочетании пролетарской революции с крестьянской войной. В новых исторических условиях Ленин творчески развил это положение Маркса, дал стратегические лозунги, сформулированные применительно к задачам первого и второго этапов революции. [25]
Первым произведением русских марксистов была брошюра Плеханова Социализм и политическая борьба, вышедшая осенью 1883 года. На анализе русского революционного движения Плеханов показал глубокую жизненность положения Маркса о том, что всякая классовая борьба есть борьба политическая. Социализм и политическая борьба неотделимы, они тесно связаны, слиты. Путь к социализму лежит через политическую борьбу рабочего класса, через завоевание пролетариатом политической власти. [26]
Выдвинутая Лениным в 90 - х годах идея гегемонии пролетариата - выдающийся вклад в революционную теорию. Эта гениальная идея не только восстанавливала забытое лидерами II Интернационала положение Маркса о соединении пролетарской борьбы с крестьянским революционным движением, но и стала исходным моментом в разработке теории перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. [27]
В СССР была осуществлена культурная революция в невиданных доселе масштабах. Создавая новую систему народного образования, открывшую миллионам трудящихся путь к знаниям и культуре, Коммунистическая партия руководствовалась положениями Маркса н Ленина о том, что социалистическая культура создается на основе усвоения и критической переработки всего духовного наследия прошлого вместе с решительным преодолением реакционной идеологии эксплуататорских классов. [28]
Маркс очутился в жесточайшей нужде, так как его скудные средства окончательно иссякли, и обратился к Фрейлиграту и Лассалю за помощью. Оба сделали все, что могли, чтобы помочь ему, но Фрейлиграт жаловался на неделикатность приемов Лас-саля, сделавшего положение Маркса предметом обсуждения во всех пивных. Маркс был болезненно задет этим и писал 31 июля в ответ Фрейлиграту: Я предпочитаю жесточайшую нужду публичному попрошайничеству. [29]
Попытки Мадзипи и его ближайшего окружения навязать свою программу Международному Товариществу Рабочих отражали общую тенденцию республикански и демократически настроенной буржуазии использовать подъем рабочего движения для осуществления своих политических целей. Это весьма осложняло положение Маркса, у которого в Совете, кроме Эккарпуса, сторонников в то время еще не было, хотя он и завоевал признание как революционер, посвятивший себя делу рабочего класса. [30]