Cтраница 1
Авторитаризм - это также недемократический режим, в котором верховная власть по-прежнему концентрируется в одних руках или в руках правящей группы, но эта власть уже сдерживается определенными ограничениями. При таком режиме высшая власть в стране по-прежнему принадлежит политическому лидеру или элитной группе. Но уже допускается размежевание и поляризация политических сил, имеет место ослабление вмешательства государства в культурную, социальную и частную жизнь людей, в экономическую жизнь общества. Однако - лишь частично, в известных пределах. Когда интересы политических сил сталкиваются, авторитарный режим ликвидирует такой конфликт железной рукой в интересах сохранения собственной авторитарной власти. Авторитаризм нередко усиливается под новым некоммунистическим флагом. [1]
Авторитаризм исключает уважение к позиции другой стороны, в данном случае к позиции гражданского общества, в процессе коммуникации Происходит управление, даже давление на оппонента. [2]
Авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Небольшое число носителей власти; неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам, опора ( реальная или потенциальная) на силу; монополизация власти и политики; отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего в экономику; рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. [3]
Авторитаризму православия был противопоставлен призыв к индивидуальной духовной свободе, в к-ром отразилось становление идеологии бурж. Свои социальные утопии духоборы, молокане пытались воплотить в орг-цпи совместных хозяйств-общин. Вместе с тем эти прогрессивные для своего времени тенденции тонули в религ. На место веры в авторптет в сектантстве приходил авторитет веры, церк. [4]
В отличие от авторитаризма полиархия имеет, во-первых, институты, обеспечивающие значительно больший простор демократическому процессу, а во-вторых, плюрализм относительно автономных политических партий. [5]
История показывает, что авторитаризм под влиянием сложного комплекса социально-политических, экономических, культурных и прочих факторов в конечном итоге эволюционирует в направлении демократии или тоталитаризма Процессы политической коммуникации имеют при этом огромное значение. [6]
В Древней Греции получил развитие авторитаризм - форма управления, при которой власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. [7]
Сегодня, когда на смену авторитаризму приходят демократические формы жизни, стоит задуматься над тем, что в высшей школе до недавнего времени основными задачами были прежде всего идеологизация, унификация сознания людей, подавление любого инакобытия. Что же касается знания, то оно никогда не пользовалось особенным пиететом в нашем государстве. Государство вело селекцию с приоритетом серости, лучше всего проходившей сито идеологизированных структур. [8]
С понятием тоталитаризм тесно связано понятие авторитаризм - настолько тесно, что иногда в социологической литературе эти понятия отождествляются. Но чаще этим понятиям придают разный смысл. [9]
Итак, либерализм в богатых странах и откровенный авторитаризм в бедных странах в условиях монополистического капитализма дополняют и обусловливают друг друга. Однако и в самих богатых странах либерализм и антидемократические режимы время от времени порождают друг друга. Нацистская диктатура была установлена в Германии в полном согласии с законами либеральной Веймарской республики. Так же легально совершился переход от франкистской диктатуры к либеральной демократии в Испании. В зависимости от своих текущих потребностей капитал той или иной страны меняет политические режимы в своем государстве - конечно, не столь же легко. Даже самый устойчивый и развитый либеральный режим устойчив лишь относительно и всегда чреват превращением в режим антилиберальный. [10]
Для всех ветвей духовного христианства характерно противопоставление авторитаризму церковной иерархии общины единоверцев, не разделенной на клир и мир, действующей на началах равенства и взаимопомощи. [11]
Некоторые стороны характера Дюма, в частности его авторитаризм - своеобразный, созданный им для себя культ личности, явившийся в какой-то мере причиной несправедливого отношения к работам отдельных молодых ученых, вызывал у историков науки критические замечания и даже иногда осуждение его поступков. [12]
Демократическое государство - в отличие от тоталитаризма, деспотизма, авторитаризма - основывается на таком характере взаимоотношения между личностью, обществом и государством, при котором интересы личности, права и свободы граждан являются основной социальной ценностью, охраняемой обществом и государством. Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельную деятельность внегосударствен-ных, общественных групп, объединений производственного, профессионального, культурного, научного, религиозного характера, которые свободно и самостоятельно реализуют свои интересы. Конституция гарантирует свободу деятельности политических партий, союзов, ассоциаций, выражающих многообразие социальных, политических, экономических идеалов, устремлений и программ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, деятельность государственных органов подчинена задаче обеспечения и охраны прав и свобод граждан, направлена на развитие независимых и полноправных институтов гражданского общества. [13]
В социально-политической сфере: Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом: хозяйственно возрождающаяся деревня, крепнущий частнопредпринимательский сектор стремились обеспечить политические гарантии своих экономических интересов, что в условиях однопартийной системы вело к усилению фракционной борьбы в ВКП ( б), к росту коррупции в госаппарате. [14]
КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - термин, используемый для обозначения одной из государственных форм авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, строго отобранных правительством. В 1926 г. свободные профсоюзы были заменены синдикатами ( контролируемыми правительством), которые объединялись в корпорации и признавались государственными органами с правом издавать обязательные для синдикатов постановления в области, регулирования трудовых отношений и производства. В 1939 г. парламент Италии был заменен палатой фаший и корпораций, состоявшей из членов центрального корпоративного совета, руководства фашистской партии и министров. [15]