Cтраница 2
В добывающих отраслях промышленности приоритеты в освоении месторождений полезных ископаемых определяются конституционным положением о необходимости рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений. [16]
КС РФ имеет в своей практике примеры формулирования таких принципов на основе конституционных положений и применения их при вынесении решения о конституционности того или иного акта. [17]
В Конституции РФ этот принцип непосредственно не сформулирован, однако он определен рядом конституционных положений. [18]
Эти колебания относительно масштаба и характера Октябрьской революции нашли свое отражение в терминах первых конституционных положений. От слова Россия отказались, а без него трудно было подобрать подходящее название для новой власти. [19]
В рамках реализации концепции и программ безопасности природно-техногенной сферы следует предусматривать неотвратимость ответственности за нарушение конституционных положений, законов, норм и правил, приведших к ущербу для жизни и здоровья людей, потерям общенациональных ценностей и нарушениям среды обитания и жизнедеятельности. В соответствии с этим меру ответственности за возникновение аварийных и катастрофических ситуаций необходимо определять по всей вертикали государственных структур, разработчиков, создателей и владельцев потенциально опасных объектов, материалов и технологий, не ограничиваясь нижним исполнительским уровнем. Такой подход необходим для комплексного разрешения возникающих при авариях и катастрофах чрезвычайных ситуаций и эффективного предотвращения их в будущем. [20]
В других странах конституции менее подробно регламентируют правовые основы налоговой деятельности государства, но наличие одного-двух конституционных положений уже является важным стабилизирующим фактором их налоговой системы. Так, например, Конституция Испании в ст. 133 закрепляет право Региональных автономных объединений ( РАО) и местных объединений устанавливать и взимать налоги наряду с государственными ( центральными) налогами, учреждаемыми парламентом страны. Статья 157 Конституции определяет источники финансовой системы РАО, к которым относятся налоги, полностью или частично передаваемые государством; надбавки на государственные налоги и другое участие в доходах государства; собственные налоги, пошлины и специальные взносы; средства, передаваемые из Компенсационного межрегионального фонда; прибыль от их собственных имуществ и доходов и прибыль от кредитных операций. При этом РАО запрещается взимать налоги с имущества, находящегося вне его территории, и налоги, которые препятствуют свободному обращению товаров. [21]
Таким образом, действительный смысл положения части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации не может быть понят в отрыве от других конституционных положений. Поэтому предусмотренная оспариваемыми статьями Лесного кодекса Российской Федерации возможность издания не только законов, но и иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, сама по себе не является нарушением статьи 76 ( часть 2) Конституции Российской Федерации. [22]
Конституция Российской Федерации в ст. 2 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и это конституционное положение составляет и цель, и основополагающий принцип политики государства в сфере обеспечения экологической безопасности России. [23]
Наша партия положительно оценивает возникновение легальных оппозиционных организаций, видя в этом первый успех борьбы нашего народа за восстановление демократических свобод и соблюдение позитивных конституционных положений, а также свидетельство банкротства искусственной политической системы, навязанной нашему народу. [24]
Такова общественная, экономическая и политическая, почва, таково соотношение классов в России, породившее своеобразные стачки у нас, невозможные в теперешней Европе, у которой всякие ренегаты желают заимствовать пример не вчерашних буржуазных революций ( с проблесками завтрашней пролетарской революции), а сегодняшнего конституционного положения. Ни угнетение низов ни кризис верхов не создадут еще революции, - они создадут лишь гниение страны, - если нет в этой стране революционного класса, способного претворить пассивное состояние гнета в активное состояние возмущения и восстания. [25]
Федеральный закон Об охране окружающей среды от 10 января 2002 г. несколько сместил акценты в регулировании данного вопроса; поместив главу об экологических правах граждан; ( III) вслед за регламентацией полномочий ( прав и обязанностей) органов госуг дарственной и исполнительной власти, органов местного самоупг равления и перефразировав конституционные положения. Закона указывается, что граждане имеют обязанног сти в области охраны окружающей среды, а также права: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, о мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, референдумах по вопросам охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы; оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, обращаться в указанные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Обращает внимание факт резкого сужения прав граждан не только по сравнению с прежним Законом, но и с Конституцией РФ. Это, по мнению многих специалистов, должно стать поводом обращения в Конституционный Суд РФ. В ст. 12 перечислены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, а в соответствии со ст. 13 на органы государственной, исполнительной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления возлагается обязанность оказывать указанным выше субъектам экологических прав содействие в реализации таковых. В той же статье содержатся отсылочная норма о привлечении препятствующих этому должностных лиц к ответственности и указание на то, что при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. [26]
Прежде всего, государство гарантирует защиту граждан от чрезвычайных ситуаций, закрепляя в Конституции Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Эти конституционные положения развиваются в целом ряде федеральных законов, постановлениях Правительства Российской Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных министерств и ведомств. Так, в Законе Российской Федерации О безопасности дается определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения. [27]
Допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации вместе с тем не обязывает к тому, чтобы лесной фонд как особая часть лесных природных ресурсов находился в этих различных формах собственности. Из приведенных конституционных положений, в том числе статьи 9 ( часть 1), также не следует, что право собственности на лесной фонд принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет и обязательной передачи лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. [28]
Полнее использовать конституционные положения о регулярной отчетности Советов Министров союзных и автономных республик, министерств и ведомств, других государственных органов перед Верховными Советами и их Президиумами. Отчетность должна быть деловой, самокритичной и взыскательной, исключающей бумажную волокиту. [29]
Этот женский статус сформулирован в Конституции Российской Федерации: мужчины и женщины имеют равные права, свободы и равные возможности их реализации. Однако эти конституционные положения пока нередко носят больше декларативный, чем законодательный характер. В ряде случаев отсутствует социально-правовая защищенность женского труда, не всегда соблюдается контроль за охраной труда и техникой безопасности. [30]