Cтраница 3
НК РФ установлен принцип толкования законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика. Этот принцип развивает конституционное положение об установлении налогов и сборов исключительно законами, однако носит сугубо прикладной характер. Хотя значение этого принципа для развития системы налогов трудно переоценить ( поэтому ограничительное толкование мы и относим к принципам), говорить о нем как об основном было бы неверно. [31]
Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. [32]
Причем двоевластие было порождено как нечеткостью конституционных положений, так и самим фактом острой политической борьбы между президентом и большинством депутатского корпуса. Понятно, что более всего такая ситуация сказывалась на эффективности экономической политики, и конкретно - на возможности правительства реализовать задачи макроэкономической стабилизации. [33]
Так, в соответствии с Конституцией Союза ССР, конституциями союзных и автономных республик гражданам СССР и их организациям в порядке оказания материальной помощи со стороны государства предоставляются типографии, запасы бумаги, общественные здания, улицы, средства связи и другие материальные средства, необходимые для их нормального функционирования. На основе и во исполнение этого общего конституционного положения соответствующие государственные органы издают нормативно-правовые и индивидуаль ные акты об оказании материальной или иной помощи конкретной общественной организации. Например, в соответствии с Положением о правах ФЗМК, а также со ст. 233 КЗОТ РСФСР государственные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять фабричному, заводскому, местному комитету профсоюза бесплатно необходимые помещения со всем оборудова-нием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого комитета и для проведения собраний рабочих и служащих. Кроме того, администрация предоставляет фабричному, заводскому, местному комитету профсоюза бесплатно транспортные средства и средства связи. [34]
Принципы налогообложения и сборов содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием. Поэтому, говоря о нарушениях общих принципов налогообложения и сборов, есть все основания одновременно говорить о нарушении соответствующих базовых конституционных положений. [35]
Конституция РФ ( ст. 21) в полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает: Достоинство личности охраняется государством. Это конституционное положение должно неукоснительно соблюдаться в работе с персоналом организации. [36]
Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Например, политические нормы регулируют порядок выборов, участие граждан в выборах депутатов в Советы всех ступеней. Политической нормой является конституционное положение о едином союзном гражданстве. [37]
Ее отсчет ведут от 1215 г., когда король Джон в Англии гарантировал своим баронам право протестовать против нарушения их прав. В Америке право такого рода заложено в конституционное положение. Термин лоббисты первоначально применялся к журналистам, которые находились в lobbies ( вестибюлях) Палаты общин. В США современное понимание этого слова закрепилось с 1829 г. Самуэль Кольт, известный оружейный промышленник, заплатил конгрессмену 10 тыс. долларов за прохождение нужного ему закона, его лоббист Александр Хей одарил конгрессменов красиво декорированными револьверами. [38]
Это означает, что и отдельные положения Конституции Российской Федерации, в том числе положения статей 9, 11 ( часть 3), 36, 72 ( пункты в, г, д и к части 1) и 76 ( части 2 и 5), также имеют верховенство, высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. В таком случае право собственности на лесной фонд и ее разграничение должны устанавливаться в соответствии именно с указанными конституционными положениями, а не в соответствии с положениями пункта 3 статьи III Федеративного договора и межправительственным Соглашением, которые решают данный вопрос по-иному. [39]
Чиновничество служит составной частью государственного механизма управления. Правовое положение чиновничества в Германии как особой группы людей, связанных с государственной службой, основывается на положениях пп. Право государственной службы регулируется с учетом традиционных принципов, касающихся статуса профессиональных чиновников. Эти конституционные положения более развернуто сформулированы в законах о чиновниках. Важнейший из них - Федеральный закон о чиновниках, принятый в 1953 г. и поныне действующий в редакции 1985 г. Этот закон дает общее определение статуса чиновников, в нем сформулированы принципы их назначения, продвижения по службе, определены права и обязанности, условия, которым должен соответствовать чиновник. [40]
Общее правило, касающееся экологизации иного законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Из этого конституционного Положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. [41]
В то же время широко распространена практика, когда работодатели произвольно и расширительно толкуют понятие производственной необходимости, нередко это делается при отказе работника на перевод, требующий его согласия. Поэтому, разрешая споры о законности перевода работника без его согласия на другую работу в связи с производственной необходимостью, суды должны выяснять, была ли она на самом деле. Судебная практика исходит из того, что перевод работника без его согласия на другую работу, не обусловленную трудовым договором ( контрактом), является исключением из общего положения о том, что такой перевод возможен лишь с согласия работника. Это следует из конституционных положений о правах граждан, в частности о том, что каждый гражданин имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию, род занятий. [42]
Проекты бюджетов предварительно рассматриваются в постоянных комиссиях парламентов, к-рые являются органами так наз. В Англии и др. странах, придерживающихся британской парламентской системы, нижняя палата при обсуждении расходов образует комитет фондов, а при обсуждении доходов - комитет способов и средств. При двухпалатной парламентской системе полномочия верхней и нижней палат в области рассмотрения бюджета и др. финансовых законопроектов неодинаковы. Проект бюджета представляется сначала нижней палате, к-рая после принятия законопроекта о бюджете направляет его в верхнюю палату. Конституционные положения и парламентские регламенты предусматривают право верхней палаты одобрить законопроект о бюджете в целом или не согласиться с ним. Индии ( ст. 109) после принятия законопроекта Народной палатой он передается в Совет штатов, к-рый через 14 дней должен вернуть его в Народную палату со своими рекомендациями; Народная палата может принять либо отклонить все или какую-либо из рекомендаций Совета штатов. [43]
Новая модель политического руководства позволяет противостоять администрированию в сфере межнациональных отношений, где оно воспринимается особенно болезненно. Только в Грузии обучение ведется на восьми языках. Газеты, журналы, книги выходят на шести, на семи ведутся радиопередачи. Нам действительно есть чем гордиться перед цивилизованным миром. Но дальнейшее развитие межнациональных отношений должно идти уже с учетом этого роста на зрелой базе. С подлинного равноправия наций, закрепленного Конституцией СССР, должно начинаться создание многонационального правового государства. Приоритет права может, безусловно, подвести к изменениям в нашем Основном Законе. Но еще больше - и это было отмечено - назрела потребность в механизме, гарантирующем неукоснительное проведение в жизнь конституционных положений. [44]