Cтраница 3
Текст прочитывается медленно, предложение за предложением, а по ходу чтения выполняются задания, помещенные сразу после текста. Результатом этого чтения должно явиться понимание информации каждого предложения. Завершающее, третье прочтение направлено на восприятие текста как единого смыслового целого. [31]
Тем не менее представляется, что опыт построения теорий семантической информации говорит в пользу следующего вывода: трактовка информации как отраженного разнообразия имеет реальные ограничения. Впрочем, ограничения имеет и понимание информации как осмысленного сообщения. Во всяком случае остается еще понятие объективной информации, которое имеется в виду, когда говорят об информации в окружающей нас действительности ( наследственная информация, информация той или иной системы) ( Е. К. Войшвилло, 1966, стр. [32]
Контроль понимания в подобных случаях проводится после прослушивания всей дозы информации, когда от студентов требуется пересказ содержания. Во всех прочих случаях проверка понимания информации ( в устной форме во время первичной отработки задания в аудитории) проводится по отдельным частям сообщения, даже по отдельным словосочетаниям - блокам. Тогда перевод всего предложения является соединением переведенных частей воедино. В каждом отдельном случае сразу видно, понята или не понята слушателями фраза. При этом важно быстро обнаружить звено, затрудняющее учащихся, и помочь им справиться с ним. [33]
Во-вторых, количество смысловой информации позволяет подходить к решению задачи оцейки на основе расчленения объема содержания до некоторых элементарных составляющих. Необходимо, однако, отметить, что кибернетическое понимание информации нельзя распространять на учебный процесс высшей школы без некоторых коррективов. Так, формально ( согласно классической теории информации) предварительное увеличение тезауруса уменьшает содержание информации. Правда, в науке и в учебном процессе сообщение информации не всегда снимает неопределенность, а иногда и увеличивает ее. В ряде случаев даже необходимо, чтобы поступление информации создавало проблемы, ставило задачи, а не решало их до конца. В учебном процессе, на разных уровнях обучения, при рассмотрении различных дисциплин, одна и та же информация может иметь многообразное значение и принимать различный смысл. При обучении информация поступает в своей, особого рода смысловой форме - учебной. Учебная информация требует оптимальности ее понимания, оптимального объема, достаточного для усвоения, применения рациональных форм экономного выражения содержания, с достаточным основанием, но без пустословия. [34]
Этот закон фактически определяет развитие мира, поэтому понимание информации на основе объективизированного ее понятия ставит информацию равноправным членом в один ряд с двумя другими основополагающими компонентами доступной восприятию человека части мироздания - материей и энергией. Все они являются различными характеристиками процесса, состоящего в том, что некое изменяющееся нечто изменяет свои пространственно-временные координаты ( движется) определенным образом с определенной интенсивностью. Сам этот процесс как реальный факт ( некое нечто движется) нами связывается с тем, что мы обозначаем понятием материя; интенсивность движения - с понятием энергия ( мощность), закон изменения ( и про-странственно-временых координат, и интенсивности, и некоего нечто) - с объективизированным понятием информация; само нечто, исполнителя, реализующего описанное движение нечто, и автора закона движения - с понятием Бог. [35]
Во всяком процессе познания и особенно в учебном процессе проникновение в смысл и смысловые связи происходит через специально созданную систему словесной информации. В результате воздействия такой системы сообщений создаются условия для понимания информации, для направления деятельности, для поиска смысловых отношений и для выполнения во всем этом роли обратной связи. [36]
Иногда правильно спланированное участие в выставках косвенного типа может принести больше прибыли, чем участие в отраслевых, так как на подобного рода выставке ваша фирма может оказаться единственной, предлагающей определенное оборудование на рынке сбыта, еще не охваченном вашими конкурентами. Особое внимание при участии в косвенных выставках обращайте на доступность понимания информации о предлагаемом вами товаре именно потому, что выставка относится к другой отрасли. Назначение и основные характеристики должны быть предельно понятными даже для неспециалистов. [37]
В работе4 под информацией понимаются сведения, необходимые для принятия решения. Это определение включает в термин сведения о всем многообразии информации и созвучно с пониманием информации в статистической теории информации К. [38]
Место экономического анализа в системе управления. [39] |
Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др. С помощью экономического АХД достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность. [40]
Информация в материалистической трактовке признается свойством материи, свойством любых материальных и идеальных систем. Информация может использоваться ( или не использоваться) в зависимости от степени организации системы, ее воспринимающей. Такое понимание информации позволяет видеть существенность связи информации с управлением в области кибернетических систем, а в области естественных, неорганических систем - связь информации со структурной организацией. [41]
Информация в гносеологической трактовке признается свойством материи, свойством любых материальных и идеальных систем. Информация может использоваться ( или не использоваться) в зависимости от степени организации системы, воспринимающей информацию. Такое понимание информации позволяет видеть существо связи информации с управлением в области кибернетических систем, а в области естественных, неорганических систем - связь информации со структурной организацией. [42]
Во-первых, в том, что информация не только измеритель, но и показатель смысла, материал мыслительной работы, куда кроме реальной содержательной основы входят и такие признаки, как опыт и практический смысл. Во-вторых, количество смысловой информации позволяет подходить к решению задачи на основе расчленения объема содержания до некоторых элементарных составляющих. Необходимо, однако, отметить, что кибернетическое понимание информации нельзя распространять на учебный процесс высшей школы без некоторых коррективов. Так, формально ( согласно классической теории информации) предварительное увеличение тезауруса уменьшает содержание информации, тогда как в научном поиске и в учебном процессе сообщение информации, снимая одну неопределенность, создает другую. Для учебного процесса необходимо, чтобы поступление информации создавало проблемы, ставило задачи, а не решало их до конца. В учебном процессе на разных уровнях обучения, при рассмотрении различных дисциплин одна и та же информация может иметь многообразное значение и принимать различный смысл. При обучении информация поступает в систему в своей, особого рода смысловой форме - учебной. Учебная информация требует оптимальности понимания ее объема, достаточного для усвоения, применения рациональных форм экономного выражения содержания с достаточным основанием. [43]
Без избыточной информации, очевидно, обойтись нельзя, так как именно она устанавливает связи с базисными знаниями и указывает путь для дальнейшего развития познания. В кибернетике об этом виде информации говорят так: Избыточная информация увеличивает надежность системы. И в учебном процессе она обеспечивает прием и понимание информации, а затем ее усвоение в качестве знаний. [44]
И как любое управление, эта работа немыслима без информации. Обычно под информацией понимают сведения о чем-либо. Однако для управления такое понимание информации недостаточно. Так, сведения о состоянии производственного травматизма будут информацией только для тех, кто обязан принимать меры по его ликвидации. [45]