Cтраница 2
Холистское ( целостное) понимание культуры в этнографии, культура как искусство и литература в понимании широкой публики. [16]
На Западе изменения в понимании культуры и ее места в мире происходят уже несколько десятилетий и, накопившись, привели к кардинальному сдвигу. У нас наблюдается другая картина - изменения оказались шокирующе резкими, но парадоксальным образом Россия и восточноевропейские страны в культурном смысле, то есть в смысле взаимоотношений культуры и общества, оказались в той же ( или приблизительно в той же) точке континуума социокультурных изменений, что и развитые страны Запада. [17]
Представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур. На индивидуальные ценности сильное влияние оказывает специфика данной культуры. [18]
С одной стороны, она претендовала на неаксиологйческое понимание культуры, и, безусловно, усилиями многих выдающихся исследователей того времени было сделано чрезвычайно много для концептуализации того, что аккумулируется культурными традициями, как культура формирует социальное поведение человека, и тому подобных проблем холистически замкнутой культурологии. [19]
Важнейшим направлением современных исследований незападных обществ является поиск в их социокультурных комплексах аналогов модернити в целом и в особенности протестантской этики как эндогенных предпосылок движения в современность. Однако такое понимание модернизации не выходит за рамки понимания культуры модернити как центрального смысла и цели развития незападных обществ. Их традиционные социокультурные системы анализируются прежде всего с целью вычленения позитивных, динамичных начал, аналогичных ценностям модернити или способствующих их восприятию. [20]
В неспокойном цикле он может долгое время блокировать накапливаемую эмоциональность, но если уж зарядился энергией, то взрывается, бурно и сокрушительно [ 2, с. Заметим, что Касьяновой все же удается не встать на шаткий путь гипертрофированного психологического детерминизма, она, скорее, наоборот, пытается донести до читателя свое понимание культуры как главного фактора воздействия на наследственно-природный генотип. Культура в этом процессе противостоит генотипу... [21]
Бесспорно, что слово культура постоянно используется для обозначения совокупности продуктов духовного и материального творчества людей. В этом легко убедиться, ознакомившись с любой книгой по истории культуры, написанной профессионалами, будь это труд о культуре Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы или Древней Руси. Такое понимание культуры можно объявить примитивным, поверхностным, упрощенным, даже полностью несостоятельным, как это делают некоторые из тех, что именуют себя культурологами. Однако оно существует, и с этим фактом нельзя не считаться. Именно с таким пониманием культуры связано ее подразделение на духовную и материальную. [22]
В истории знания не так уж часто какое-то явление и отражающее его понятие расплываются до глобальных масштабов, охватывая все стороны жизни человека, физический и духовный мир его обитания. Пожалуй, таковой в средние века была теология. В наши дни глобально понимание культуры, но оно все же прилагается к человеку, а не ко всему универсуму земной природы. А понятие экология сейчас приобретает именно глобальный масштаб. Соответствующему термину совсем неуютно в прокрустовом ложе расширяющегося представления об этой науке. Языковый Прокруст со взрывной силой тянет понятие экология в разные стороны и грозит разорвать его на части. Но терминологический взрыв не происходит. Вместо него возникла путаница слов, понятий и самого понимания что есть что. Казалось бы, должен проявиться эффект Вавилонской башни. Однако серьезного неудобства при этом не ощущается. Каждый вкладывает в термин свой объем понятия, индивидуальные его оттенки. [23]
Политическая культура является частью культуры социального действия. Поэтому ее нужно рассматривать не только в политическом, но и в культурологическом аспекте. В отечественной культурологии существует давняя традиция понимания культуры как технологии деятельности, способа деятельности [ см. Каган М. С. Человеческая деятельность. [24]
Иными словами, вполне правомерен их синтез, позволяющий более глубоко и в системном виде понять и представить культуру как сложный и многогранный общественный феномен. Не следует, на наш взгляд, полностью отказываться и от понимания культуры как возделывания, обработки мира, природы, общества и человека. [25]
Сходство всех предлагаемых трактовок состоит в том, что культура может рассматриваться как общая, универсальная для общества ( этноса, нации) система ценностных ориентации, стереотипов сознания и поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей, которые передаются от поколения к поколению. Она оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех членов общества и определяет их принадлежность к данному обществу. В этой интерпретации культура предстает как целостность, отличающаяся от других благодаря религиозным, национально-государственным границам или набору этнических признаков. Такое понимание культуры является и наиболее функциональным с точки зрения рассматриваемой темы - межкультурной коммуникации. [26]
Культура как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности. В этом понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом. Ill, именно такое понимание культуры обеспечивает наиболее полноценный подход к ее рассмотрению в качестве составной части общего механизма социальной регуляции. [27]
Исходя из вышеизложенного, следует скорректировать представление о культуре, которое сложилось в отечественной литературе. Она, как правило, рассматривается в качестве социального феномена. Иначе говоря, речь идет о том, что культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека. При этом в основу понимания культуры кладется исторически активная творческая деятельность человека и следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности. [28]
Своеобразный, очень вульгаризированный вариант дзэн процветает среди битников, стремящихся просто повернуться спиной к цивилизации. Влияние дзэн ощутимо в творчестве Дж. Керу-ака и др. амер. Знакомство с подлинным дзэн - одно из необходимых условий понимания культур Дальнего Востока и составляет часть диалога между Востоком п Западом. [29]
Проникновение на новый рынок - это всегда операция, связанная с риском. Всякого рода осложнения и риск умножаются с проникновением в новую культуру. Однако, освоение этого является решающей стадией экспортных мероприятий. Будем надеяться, что мы убедили наших читателей в возможности понимания чужой культуры и вдохновили их на то, чтобы они попытались сделать это самостоятельно. [30]