Cтраница 3
Бесспорно, что слово культура постоянно используется для обозначения совокупности продуктов духовного и материального творчества людей. В этом легко убедиться, ознакомившись с любой книгой по истории культуры, написанной профессионалами, будь это труд о культуре Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы или Древней Руси. Такое понимание культуры можно объявить примитивным, поверхностным, упрощенным, даже полностью несостоятельным, как это делают некоторые из тех, что именуют себя культурологами. Однако оно существует, и с этим фактом нельзя не считаться. Именно с таким пониманием культуры связано ее подразделение на духовную и материальную. [31]
Сущность просветительского определения культуры видна особенно отчетливо, например, в идеях раннего немецкого романтизма, а позже и немецкой классической философии. В немецкой классической философии культура определяется как сфера недействительной природы, из которой человек выходит в культуру ( И. К таким определениям культуры близка и разработанная Гегелем категория объективного духа. В такое направление критического осмысления сформулированного просветителями понимания культуры безусловно вписывается и тот факт, что вообще в произведениях К. Маркса очень редко можно встретиться с термином культура. В работе Критика Готской программы термин культура во многих местах употребляется в таком смысле, который близок современному социологическому определению понятия культуры. Лассаля о том, что труд становится источником всего богатства и всей культуры лишь как общественный труд, К. [32]
Леви-Стросса находится генеральная антиномия природа-культура, которая проявляется в различных своих формах как в области языка, мифа, искусства, так и в области пищи, брачных обычаев и собственности. Тотемизм занимает центральное место в возникновении общества и культуры, так как он создает символы, которые служат организации отношений между общественными и животными сериями, между культурой и природой. В основе структуралистского понимания человека лежит основная бинарная оппозиция культура-природа. Леви-Стросса проявляется такое понимание культуры, которым фактически отрицаются не только отдельные ценности и достижения культуры, но и вся современная культура в целом. [33]