Cтраница 3
Таким образом, отношения развития и функциональной зависимости заменяют для Пиаже отношения причинности. Он упускает здесь из виду тот получивший блестящую формулировку у Гете принцип, что восхождение от действия к причине есть простое историческое познание. Он забывает известное положение Бэкона, что истинное знание есть знание, восходящее к причинам; он пытается заменить причинное понимание развития функциональным пониманием и тем самым незаметно для себя лишает всякого содержания и само понятие развития. [31]
Я хотел бы об этом сказать в особенности потому, что именно это быстрое развитие новых свойств, появляющихся в пределах атомного ядра, и привело таких ученых, как Ланжевен, к убеждению, что нет иного пути правильного понимания науки, как путь диалектического материализма. Лапжовена в Париже, где он, излагая путь развития теории атомного ядра и говоря о проявлении все новых и новых свойств во вновь открывающихся областях, заключил свое изложение утверждением, что хотим мы или не хотим, по иного пути, кроме марксизма, нет для понимания развития. [32]
В композитах с матами из случайно расположенных волокон нарушение связи может произойти в местах пересечения волокон и таким образом механически устранится взаимопроникание волокон. Для таких композитов, как бумага, которая также попадает под эту категорию, требуется построение специальной статистической геометрии, которая была рассмотрена Каллмесом, Кортом и их еоавт. Предпринимались некоторые слабые попытки описать статистику процессов разрушения таких матов ( см., например, [9]), но пока еще она недостаточно изучена, чтобы можно было понять изменчивость и масштабный эффект прочности, если последний существует для этих материалов. Вследствие неполного понимания развития процессов разрушения в таких материалах часто лучше всего вести рассмотрение на основе подхода механики раз-рушения, описанного Тетельманом [35], и исследовать статистические эффекты докритического роста трещины феноменологически, как было рассмотрено выше в данном разделе. [33]
Сценарий - это картина событий, построенная из набора гипотез для проверки причинно-следственных связей и точек принятия решений. Построенная картина может быть количественной или в значительной степени качественной. Сценарный подход выясняет, в какой степени будущее поддается контролю, и ищет возможности обеспечить механизм согласования альтернативных путей действия, открытых в будущем, а также позволяет осуществить гибкий анализ. Для развития понимания наиболее вероятного развития будущего и исследования потенциальных стратегий может быть рассмотрено определенное число сценариев будущего. [34]
Три тома избранных трудов Н. С. Курнакова ( вышли в свет I и II тома, в печати III том) содержат главнейшие работы Н. С. Курнакова, выполненные в области физико-химического анализа и его применения, являвшейся основным направлением его деятельности. В это собрание не входят труды Н. С. Курнакова по химии комплексных соединений. Эти работы составляют особый раздел и представляют огромный интерес для химиков-неоргаников, занимающихся химией комплексных ( координационных) соединений. Знакомство с этими работами Н. С. Курнакова необходимо для понимания развития этой области: химии. [35]
В рассмотрении истории мировой культуры особое место, по нашему мнению, должно быть уделено европейской ( западной) культуре. Однако это делается не для того, чтобы противопоставить Запад - Восток, хотя различия в динамике их исторического развития несомненны. Запад демонстрирует необычайную мобильность и обновление, Восток и на рубеже третьего тысячелетия проявляет преданность своим традиционным культурным ценностям и ориентациям. Весь вопрос состоит в том, чтобы избежать европоцентризма, однолинейного понимания культурно-исторического развития, во главе которого стоят страны Европы, а в пыльном хвосте еле просматриваются отсталые страны и народы. Уже давно, и в частности Освальдом Шпенглером, которому немало места уделяется в настоящей книге, ч была продекларирована равноценность и равнозначность мировых культур. [36]
Tpididog - троица) - термин, означающий тройств, ритм движения бытия н мышления. Ленин ( см. Что такое друзья народа... Михайловский, еще раз триада, в кн.: Избр. Михайловским разъясняли, что существенным в понимании развития является для диалектич. [37]
Фактор внимания, несомненно, усиливает кровообращение центральной нервной системы, увеличивает потребление кислорода, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа зарядоносителеи ( электронов) в процессах биохимических реакций обмена веществ. Увеличенный или своеобразно усиленный поток зарядоносителеи сложнее нарушить импульсом небольшого тока, который имеется при поражении малым напряжением. Расстроить биосистему автоматического регулирования при усиленном кровоснабжении нервной системы, конечно, труднее. В этом, по-видимому, и лежит ключ к пониманию развития процесса поражения, который заканчивался тяжелым исходом спустя длительное время после непосредственного поражения током. [38]
Историческое исследование, освобождая мысль от давящего предубеждения и односторонности, все более обнаруживает психологические корни хозяйственной деятельности и выясняет экономическое значение тех религиозных основ, которыми живая человеческая душа определяется. В частном примере, нами рассмотренном, именно в вопросе о происхождении капиталистического духа яснее всего можно видеть, насколько сложно психологически происхождение экономического человека, который принимается в политической экономии за нечто простое, элементарное, неразложимое. Этот призрак экономического человека рассеивается при свете исторического исследования. Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального. Упругая воля и зоркий глаз теперь слишком редко встречаются в нашем образованном обществе, и, благодаря этому низкому качеству человеческой личности наряду, конечно, с другими внешними причинами, происходит медленное, но верное и неизбежное ( если все остается без изменений) экономическое завоевание России иностранцами. Для того, чтобы выше стать на поприще напряженного экономического соревнования, нам необходима, в числе других условий, и иная оценка хозяйственной деятельности, нежели интеллигентское пренебрежение или барски снисходительное отношение к этой прозе жизни. Для русского возрождения необходимо и национальное самовоспитание, включающее в себя в качестве одного из прикладных выводов и более здоровое, трезвое и, прибавлю, более честное отношение к вопросу о развитии производительных сил. В нашем обществе существует, по-видимому, живой интерес к экономическим вопросам. Экономические нужды России настолько очевидны и настоятельны, что не требуют пояснения, и тем не менее надлежащая оценка хозяйственной деятельности, понимание развития производительных сил как общенародного дела в нашем обществе все еще недостаточны. Общественное мнение принадлежит к числу невесомых, духовных факторов исторического развития и экономической жизни; особенно если сравнивать его со столь осязательным влиянием железного экономического механизма мирового рынка, то можно прийти к полному его отрицанию или совершенному к нему пренебрежению. Однако невесомые силы и современным естествознанием признаются иногда более могучими, - и подобным же невесомым, но реальным и могучим фактором экономического развития служит и общественное мнение и, в частности, те верования и убеждения, которые им руководят. [39]