Cтраница 3
Материализм представляет из себя не по преимуществу научное понимание истории, как думает г. Михайловский, а единственное научное понимание ее. [31]
Ценный вклад в научную фантастику более позднего времени сделан писателями, способными к применению логического мышления и научного понимания. Эта разновидность научной фантастики, начало которой положил знаменитый роман Хаксли Прекрасный новый мир [387], до некоторой степени приближается к написанию сценариев, если отвлечься от литературной формы, которую она принимает. Хаксли, по словам Габора, создал внутренне непротиворечивую логическую конструкцию, взяв в одну руку все достижения науки и психологии конца 20 - х гг., а в другую - все социальные тенденции последних счастливых лет перед великой депрессией 1, и построил из них образцовый мир, в котором все проблемы решены - но зато какой ценой. [32]
Каждая отрасль техники, производства в наше время требует от своих специалистов не столько практики действий, сколько научного понимания природы, закономерностей развития, системы связей и отношений главных слагаемых. [33]
Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие группа, но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин группа обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. [34]
Учитывая тот факт, что уже воззрения Платона, а в особенности Аристотеля на общество тяготели к определенному типу научного понимания, основанного еще пифагорейцами ( с их знаменитым не геометр - да не войдет, ставшим затем девизом платоновской академии), приходится констатировать, что зачислять эти воззрения в область предыстории социально-научной теории, а тем более безоговорочно относить их к области мифологии можно лишь весьма и весьма условно. Против этого протестуют не только отдельные общетеоретические понятия и категории, но и целые концептуальные блоки, заимствованные у Платона и Аристотеля европейскими социальными мыслителями Средневековья, Ренессанса и Нового времени и сегодня обнаруживаемые нами в основополагающих категориальных структурах новейших социологических теорий. [35]
Разумеется, что подобные центры сравнительно небольшими силами могут решать крупные межотраслевые проблемы и объективно оценивать новинки при условии глубокого научного понимания единства процессов, действующих в различных технических устройствах. Это означает, что, помогая промышленности, центры будут одновременно способствовать внедрению в народное хозяйство новейших достижений науки. [36]
Тот факт, что представители не всех культур имеют высокие показатели в таких тестах - важный момент, имеющий глубокое значение для научного понимания развития интеллекта, предполагающего формальнологические операции. Дженсен обходит этот момент, утверждая, что очень многие культуры можно проверять такими общекультурными тестами. Анастази ссылается на такие невербальные тесты, которые валидны для европейских культур и в какой-то степени предсказывают успеваемость в школе. Но отсутствие межкультурной валидности указывает на тот важный факт, что способности, необходимые для выполнения таких тестов, являются продуктом исторического развития. [37]
Готовясь к экзамену, поступающий в вуз должен уделить внимание основным теоретическим положениям химии как одной из важнейших естественных наук, лежащих в основе научного понимания природы. [38]
Взгляд на развитие человеческой цивилизации как на единый, хотя и внутренне противоречивый процесс органически присущ марксистско-ленинской теории, образует один из отправных моментов научного понимания общественного развития. Сложнейшие, а норой и запутанные явления современной жизни могут быть правильно поняты лишь в том случае, если рассматривать их на фоне взаимозависимости и цельности мирового процесса. Материальной основой поступательного развития человеческой цивилизации является прогресс общественного производства. И для того чтобы раскрыть определяющие закономерности такого развития, необходимо прежде всего рассмотреть производство как таковое, или производство вообще. [39]
Идеологи буржуазии, а также реформистские и ревизионистские теоретики уделяют особое внимание ниспровержению трудовой теории стоимости, потому что она представляет собой ключ к научному пониманию сущности капиталистической эксплуатации и обоснованию неизбежности революционной замены капитализма социализмом. [40]
Итак, - изрекает по этому поводу г. Михайловский, - в конце 40 - х годов было открыто и провозглашено совершенно новое, материалистическое и истинно научное понимание истории, которое сделало для исторической науки то же самое, что сделала теория Дарвина для современного естествознания. Но это понимание - повторяет затем еще раз г. Михайловский - никогда не было научно обосновано. Оно не только не было проверено на большом и разнообразном поле фактического материала ( Капитал - не соответственная работа: там одни только факты да кропотливые исследования. [41]
Цель настоящего учебного пособия - облегчить изучение данного курса, подготовить тех учащихся, у которых имеется учебно-ознакомительная практика на нефтяных и газовых промыслах, к научному пониманию ведения основных работ на нефте-газодобы-вающих предприятиях. [42]
Сейчас, видимо, можно говорить о довольно значительном расхождении в восприятиях и оценках социальной революции между укрепившимся обыденным сознанием людей ( в России) и научным пониманием этого явления в социальных науках. [43]
Готовясь к экзаменам, поступающий в среднее специальное учебное заведение должен показать знания основных теоретических положений химии как одной из важнейших естественных наук, лежащих в основе научного понимания природы. [44]
В самом деле, курсы педагогической психологии для высшей школы и учебники, стоящие на традиционной точке зрения, чрезвычайно мало приходят на помощь в деле выработки научного понимания воспитания. Не говоря подробно обо всем прочем, сошлемся на то, что они не дают объяснения центральной проблемы - самая психологическая природа развития, роста и формирования детской психики и личности, движущие механизмы этой эволюции, существо воспитательного воздействия остаются в традиционной психологии неосвещенными и темными, обойденными вниманием или поясненными непрозрачными, ничего не поясняющими словами, через которые ничего не видно. [45]