Cтраница 1
Подобное понимание 5 ( g) основано на определенной модели познавательной деятельности рационального ЛПР. Считается, что ЛПР в процессе структурной идентификации выполняет наиболее сложные в интеллектуальном отношении функции управления, точнее эти функции реализуют его мыслительные процессы и сознание. Здесь и далее любая процедура выбора рассматривается как управляющее устройство, а результат выбора интерпретируется как управляющее воздействие. На этапе 3.2 ( см. рис. 1) ЛПР необходимо выбрать из заданного семейства постановок прикладной задачи пробную постановку, которая ( в рамках принятой терминологии) называется управляющим воздействием. Сложность выбора пробной постановки вызвана двойственным характером управляющего воздействия. С одной стороны, пробная постановка является средством изучения прикладной задачи, в процессе которого ( этап 3.6) ЛПР может установить новые факты, в частности определить какими свойствами обладает созданный с помощью пробной постановки прототип автоматической системы. Под воздействием данных фактов ЛПР на этапе 3.1 ( см. рисунок) формирует новый образ прикладной задачи, на основе которого определяет ( этап 3.2) новые значения заданных параметров математической задачи предварительного выбора. Познавательный ( пробный, изучающий) аспект пробной постановки является обязательным элементом предварительного выбора, так как именно недостаток априорной информации и необходимость ее получения - основные мотивы начала структурной идентификации. С другой стороны, пробная постановка является необходимым элементом процесса проектирования автоматической системы с желательными для пользователя свойствами. В идеале управляющее воздействие на этапе 3.2 должно быть выбрано таким образом ( должно так сочетать познавательные и рабочие аспекты), чтобы на следующей итерации достигнуть конечной цели структурной идентификации. [1]
Подобное понимание отношений человека как сознательного существа, его действий и закономерностей общественной жизни неприемлемо. Свобода воли, понятая как не обусловленный объективными причинами, не подлежащий действию общего закона причинности свободный выбор поведения, не существует. Общественные науки не изучают свободный выбор индивидом своего поведения; этим занимается психология. Они изучают общественную жизнь как результат человеческой деятельности. А ход развития истории, при всем различии проявления закономерностей в природе и в обществе, определяют внутренние общие законы. [2]
Подобное понимание соотношения субъекта деятельности и ее процесса восходит к позиции К. И хотя для нас субъект составляет лишь определенный аспект производителя, указанные изменения в человеке были бы невозможны, если бы субъект деятельности не был погружен в ее процесс, а стоял бы над ним. [3]
Однако подобное понимание малой химии еще не получило широкого распространения, что затрудняет оценку ее масштабов, структуры и возможности развития как межотраслевого комплекса, приводит к отсутствию в планировании и в статистическом учете показателей, характеризующих малую химию в целом, и распылению ее продукции между различными классами продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции. [4]
Следствием подобного понимания становится введение положения о доминирующем уровне. Альтюссер утверждает, что в обществах различного типа различные уровни будут играть наиболее важную роль и структуры этих уровней будут определять причинно-следственные отношения в большей степени, чем другие. В феодальном обществе такими уровнями в доминировании являются политический и идеологический, в капиталистическом - экономический. [5]
За подобным пониманием существует гораздо более обширный фон исторического поражения марксизма в целом. Бесспорно, в сегодняшнем мире весь спектр протестных сил так или иначе переживает травму обрушения идеологического языка и системного подхода к общественной реальности, который еще пару десятилетий назад был универсальным и господствующим. Выживающие еще сегодня тут и там группы протестных неформалов, упорно цепляющихся за марксизм, никого не могут обмануть: доказательство банкротства этого недавно всесильного учения - в его нынешней дозволенности и легитимности. [6]
На практике подобное понимание ориентирует человека не на принятие себя таким, каков он выглядит, надев маску, а на утверждение собственного Я. Желая сформировать самостоятельную творческую личность, ребенка с детства вовлекают в решение задач, требующих сообразительности, окружают вниманием, с уважением встречают каждую его мысль. [7]
Образцом для подобного понимания функции послужило сложившееся в биологии представление о функциях органов в биологическом организме, представление, усвоенное затем биоорганической школой ( органицизмом) в социологии. [8]
Ясно, что подобное понимание человека весьма далеко от античного, хотя гуманисты и осознают себя возрождающими античность. Водораздел между Ренессансом и античностью был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным Творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с Творцом встал на место прежней - языческой - укорененности человека в космосе. [9]
При всем очевидном сходстве подобного понимания сущности социальной ситуации развития с тем образованием, которое В.К.Вилюнас называет мотивационным полем, нельзя не отметить и имеющиеся различия. Главное из них состоит в том, что она как чрезвычайно динамичное образование может функционировать только при наличии непрекращающегося диалога человека с миром: с другими людьми и воплощенным в предметном мире их социальным опытом; с самим собой - в процессе формирования образа ситуации, а также реализации себя как личности. [10]
Проблема информационного поля в подобном понимании требует более пристального к себе внимания. Возможно, информационное поле в таком аспекте даст нам необходимый инструментарий для анализа коммуникативных процессов. Информационное поле поп-музыки съедает всех без остатка, информационное поле классической музыки действует достаточно избирательно: для ее понимания требуется определенная подготовка и жесткий особый контекст для восприятия. Информационное поле начальника сильнее информационного поля подчиненного, который вынужден подделываться под чужие для него интересы. [11]
В дальнейшем, на протяжении всей работы Сорокин подчеркивает, что в подобное понимание социологии он вкладывает не столько онтологический, сколько методо-гносеологический смысл, подчеркивая объективность и строгость общих методов, а не тождество предметов исследования. Различны объекты тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же. Это ведет и вело к психологизму и субъективизму, освобождение от которых - насущная задача социологии. Эта задача выполнима, если социология будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. [12]
При более близком рассмотрении появляются, однако, большие затруднения, которые на перпый нзгляд противоречат подобному пониманию. В конечном счете зги затруднения проистекают из-за того, что величины tik не образуют тензора. Поскольку эти величины не содержат производных от g выше первого порядка, можно сразу заключить, что при подходящем выборе координат ( в геодезической системе отсчета) они могут быть сделаны равными пулю в любой заданной мировой точке. [13]
Наконец, нужно подчеркнуть значение еще одного требования к хорошему синтетическому методу - глубокое понимание механизма базовой реакции. Подобное понимание, включающее надежное знание о природе элементарных стадий и интермедиатах, создает прочную теоретическую основу для уверенного предсказания результатов реакции в применении к новым субстратам и позволяет в случае необходимости направленным образом изменять параметры реакции с тем, чтобы добиться нужного результата. [14]
Наконец, нужно подчеркнуть значение еще одного требования к хорошему синтетическому методу - глубокое понимание механизма базовой реакции. Подобное понимание, включающее надежное знание о природе элементарных стадий и интермедиатах, создает прочную теоретическую основу для уверенного предсказания результатов реакции в применении к новым субстратам и позволяет в случае необходимости направленным образом изменять параметры реакции с тем, чтобы добиться нужного результата. В этой связи стоит отметить, что именно глубокое изучение механизма реакции и послужило основой для успешной разработки современного варианта реализации сочетания, эквивалентного по результату формальной схеме синтеза Вюрца. [15]