Cтраница 1
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. [1]
Поэтому понятие истины носит консенсусный характер на основе интерпретаций социальных явлений, традиций социальной науки лицами или группами и соответствующих соглашений. [2]
В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же время объекта или время субъекта меняется, то знание может потерять свою объективность. [3]
В понятии истины выражается лишь один тип отношения суждений к реальности, а именно адекватность суждений той реальности, которая познается; в нем выражается способность суждений ( гипотез, теорий) правильно отражать эту реальность. [4]
Демонстративно сменилось понятие истины. Теперь в случае разногласий о правильности ответа обращаются не к энциклопедиям и фолиантам, а с поклоном спрашивают у спонсора. Он единолично волен решать кто прав, а кто неправ. [5]
Тарский) понятие истины в формализованных языках. Выполнимость же любой пропозициональной функции, составленной из исходных с помощью пропозициональных логических операций и кванторов, определяется через выполнимость исходных. [6]
Что дополнительно понятию истины. [7]
Тарский в работе Понятие истины в формализованных языках ( 1935) показал, что понятие И. [8]
Дьюи стремится заменить понятие истины выражением оправданная утверждаемость, где под оправданностью идеи понимается ее работоспособность, пригодность для достижения поставленной цели. Пирс, стремясь приблизить прагматистскую трактовку истины к концепции объективной истины, определяет истицу как такое верование, к-рое должно быть принято сообществом ученых, если процесс исследования будет продолжаться бесконечно; в этом смысле истина есть окончательное принудительное верование. Однако, поскольку характер и причины принудительности самого верования остаются нераскрытыми, общезначимость не совпадает с объективностью. Сами реальные объекты, согласно принципу Пирса, представляют собой не более как совокупность тех практич. Так, согласно Пирсу, твердость алмаза означает не свойство, объективно присущее кристаллич. Пирс определял реальность как объект истинного, то есть окончательного верования, признавая, что хотя реальность не зависит от мнения или мысли каждого отдельного ученого, она отнюдь не является независимой от мысли вообще. Для Джемса, значительно упрощающего извилистый ход рассуждений Пирса, реальность - это просто объекты верования, реально то, в реальность чего мы верим. При таком понимании реальности она становится не отличимой от того, что прагматисты называют истиной. Совпадение истины и реальности было еще более открыто признано Шиллером, к-рый объявил, что истина и реальность делаются или создаются нашими познавательными усилиями. Дьюи отличается от этого взгляда только словесной формой. Так, например, вода как Н2О становится реальностью лишь как продукт исследования. В то же время Н2О есть удовлетворительное решение проблемы химия, состава воды и в этом смысле представляет собой истину. Так истина переходит в реальность, а реальность в истину, н обе оказываются созданием процесса исследования. Не случайно принцип практпч. [9]
С др. стороны, понятие истины в формализованных языках может быть в свою очередь определено через понятие выполнимости. [10]
Фундаментальным понятием семантики является понятие истины реального мира. [11]
Фундаментальным понятием семантики является понятие истины реального мира. Мы будем рассматривать истину в модели, где под моделью и понимается реальный мир. Состояние реального мира позволяет приписать семантические значения истинно или ложно ( истинностные значения) к утверждениям интеллектуальной системы А. Так, для логики предикатов первого порядка имеет место семантика А. Тарского, состоящая из тройки D R F, где D - непустое множество предметов ( индивидуумов), называемое областью интерпретации ( универсумом), a R и F являются множествами отношений и функций соответственно между предметами, содержащимися в описываемом реальном мире. [12]
Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания. Он решительно отвергает сциентизм и перекликается с агностицизмом. [13]
Центральной проблемой философии прагматисты считают проблему достижения истинного знания, однако самое понятие истины они совершенно извращают. [14]
Невежество - двух родов: или простое незнание истины и действительности ( геаШе), или искаженное понятие истины и действительности. [15]