Cтраница 2
При разработке ЭС-2, кроме перечисленных задач, решаются следующие: 1) проводится анализ функционирования системы при значительном расширении базы знаний; 2) исследуются возможности системы в решении более широкого круга задач и предпринимаются меры для обеспечения такой возможности; 3) анализируются мнения пользователей о недостатках системы, о том, какую дополнительную помощь пользователь хочет получать от системы и т.п.; 4) разрабатывается система ввода / вывода, осуществляющая анализ / синтез предложений ограниченного естественного языка, что дает пользователю возможность взаимодействовать с ЭС-2 в форме, близкой к форме стандартных учебников для данной области знаний. [16]
В естественных языках не всегда форме конкретного предложения соответствует единственное содержание. Многие предложения естественного языка, даже не будучи многозначными, имеют расплывчатый смысл. В науке применяют письменный язык, а не звуковой, хотя возможность произносить используемые при этом фразы очень удобна. Однако письменные формы естественных языков лишены некоторых возможностей звукового языка, что увеличивает их неопределенность. [17]
Итак, для предложений естественного языка характерно наличие смысла. Процесс формирования предложения, имеющего определенный смысл, называется речью. Процесс выявления смысла предложения называется пониманием. [18]
Так в лингвистике, следуя рационалистической традиции, язык рассматривают как систему символов, собранных в модели. Описания мира в виде предложений естественного языка ( ЕЯ) могут быть истинными или ложными, совместимыми или несовместимыми, но их глубинной основой остается соответствие с миром. [19]
Доказательство этой теоремы очень просто, а ее результат имеет большое практическое значение. Предположим, что нам задано конечное множество предложений естественного языка, например, в виде списка. Просматривая эти предложения, мы можем отобрать все буквы, присутствующие в них; в число букв в общем случае попадут и знаки препинания, и пробелы. [20]
Языки, удовлетворяющие перечисленным требованиям, будем называть формальными языками. Если формальный язык получен путем отбора некоторого подмножества предложений естественного языка, то будем этот язык называть формализованным. Таким образом, формализованный язык - это формальный язык, являющийся подъязыком некоторого неформального языка. [21]
Диаграмма Венна для четырех переменных. [22] |
Ограниченность практической применимости исчисления высказываний связана с трудностью перевода предложений естественного языка на язык логики. Этот перевод, представляющий собой первый шаг в формулировании решаемой проблемы, отнюдь не является очевидным. Часть этих трудностей обусловливается большой общностью формулировок, а часть - неточным употреблением языка. [23]
Последовательность символов, рассматриваемая как более сложная единица информации, называется словом. Слово может принимать значения названий, чисел и даже предложений естественного языка. [24]
Всего в кодограмме 29 аспектов, каждый из которых после заполнения является потенциальным признаком, по которому может быть осуществлен поиск документа. Аспекты в кодограмме расположены в таком порядке, чтобы можно было сохранить по возможности привычный для человека грамматический строй предложений естественного языка. [25]
Хотя современное представление об ассоциативных сетях во многом существенно отличается от первоначальной концепции и область их использования включает множество проблем, отличных от понимания смысла предложений естественного языка, многие базовые принципы унаследованы от пионерских работ Квиллиана, упомянутых выше. [26]
Спецификация позволяет определить структуру, функции модуля и его связь с другими модулями КП, а также общие характеристики программы. В настоящее время нет строго формализованного языка спецификаций, поэтому она составляется либо на естественном языке, либо на смешанном языке с использованием фрагментов процедурного языка ( см. § 5.2) и предложений естественного языка. [27]
Пятая, шестая и седьмая главы посвящены описанию процесса функционирования модели участника общения, состоящего из ipex этапов: анализа, обработки и синтеза. Первый этап в соответствии с лингвистическими традициями разбивается на морфологический, синтаксический и семантический компоненты. Анализ состоит в преобразовании предложения естественного языка во вну. Этан обработки осуществляет взаимосвязь текущего предложения с предыдущим текстом, выполняет интерпретацию предложения в общем контексте диалога, осуществляет вычисление и выводы, необходимые для формирования реакции ( ответа) системы на входной текст. Этап синтеза осуществляет перевод ответа из машинного представления в предложение ограниченного естественного языка с помощью семантического, синтаксического и морфологического синтеза. [28]
С другой стороны, существуют задачи, природа которых диктует иную организацию файлов. Примером такого рода задачи является обработка предложений естественного языка, скажем, для организации диалога между системой и пользователем на английском языке. В таких случаях файлы следует рассматривать как последовательности символов, которые не укладываются в синтаксис термов. [29]
Описание предметной области в терминах некоторой модели данных называют концептуальной схемой. Говоря об описании предметной области, нужно учитывать степень его формализма. Можно говорить об описании в виде предложений естественного языка, а можно требовать строгого выполнения синтаксиса, как это делается в программе, В данном случае, рассматривается строгое описание на уровне, когда другой человек может не только прочитать, но и безошибочно понять такое описание. В пределе желательно, чтобы описание было строгим и безошибочным для понимания на уровне ЭВМ. Концептуальная схема, о которой говорится в реляционной модели, является набором схем многочисленных таблиц и смысловых ограничений на значения, вводимые в такие таблицы. Какие существуют схемы таблиц и какие значения в них можно записывать, зависит от предметной области. В любом случае на данном этапе объекты предметной области, их связи, свойства объектов представляются именами, причем исключительно важным вопросом оказывается правильное присвоение имен. [30]