Cтраница 1
Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение ( по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей. [1]
Предмет социологии, как он вырисовывается в классической европейской традиции, - исследование целостности социального организма, его системности, скрепляемой либо верованиями и нравственными ценностями, либо разумным разделением труда, общественно полезных функций, что обеспечивает слаженность всей социальной организации и ради чего общество создает необходимые для его нормального функционирования институты собственности, государства, права, образования, религии и др. При этом на первый план выдвигается надындивидуальное в регуляции поведения человека и человеческих общностей, предметом исследования становятся деиндивидуализированные структуры социальной организации. [2]
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие. [3]
Предмет социологии - социальный порядок и прогресс, оба понятия соотносительны и в реальности не существует в отрыве друг от друга. Социальный порядок, по Ковалевскому, есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования. Законы эволюции ( их поиск и составлял предмет почитаемой им генетической социологии) демонстрирует типологическое единство институтов и явлений разных культур и народов на основе их происхождения. [4]
Видение предмета социологии, испытывая на себе влияние историко-культурных традиций, конечно, подвержено воздействию и прямого социального запроса, общественной потребности своего времени. [5]
Контуры предмета социологии науки В.Ж.Келле представил на симпозиуме следующим образом: исследование специфики науки как социального института, ее структуры и социальных функций, взаимодействия науки и общества; системы отношений в науке, которые складываются между людьми в процессе научной деятельности от зарождения идеи до ее реализации на практике, форм организации научной деятельности, места человека в системе внутринаучных отношений и роли ученого в обществе. [6]
Механическая модель структуры. [7] |
Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отличий. [8]
Вебер определяет предмет социологии следующим образом: Социологией... [9]
Однако сведение предмета социологии только к психологическим ( социально-психологическим) аспектам взаимодействия оставляет в тени многие общественные отношения и процессы, их структуру и динамику, институциональный срез общества. Понятно, что многие аспекты социальной действительности, происхождение тех или иных социальных общностей и их функционирование нельзя свести к отдельным актам человеческой психики или феноменам психологического взаимодействия. [10]
Постоянное обогащение предмета социологии как самостоятельной науки новыми теориями, понятиями и методами, конституирует и реконструирует и предмет, и ее задачи. На этом фоне социология утрачивает влияние пережитков прошлого. В частности, она освобождается от социально-теоретического привкуса минувшего, когда фокус социологических интересов составляли непрекращающиеся споры с марксизмом. Возросли темпы социальных изменений, что затрудняет долгосрочный прогноз современной траектории развития социума. Нарастают и перемены теоретико-методологических предпосылок и стратегических принципов поиска новой парадигмы социологии, созвучной изменяющейся социальной реальности. [11]
Его определение предмета социологии тесно связано с его пониманием социального поведения. Вебера, социальное поведение существует лишь в том случае, если присутствует взаимная психологическая связь между человеческими поступками, т.е. если один из действующих индивидов понимает субъективный смысл поступка другого действующего индивида и строит свое поведение на основе такого знания. [12]
Уточняя определение предмета социологии, он писал: Итак, социологию можно понимать в более широком и в более тесном смысле. В первом смысле это есть изучение законов, управляющих всеми явлениями, какие только совершаются в обществе, т.е. изучение законов социально-биологических, социально-психологических и социальных в более тесном смысле. Последними и должна заниматься социология в более узком значении слова ( Кареев Н.И. Собр. [13]
Такая оценка предмета социологии религии вытекает из веберовской трактовки социальной функции религии. Вебер рассматривал религию как социокультурный институт, который совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей индивида и общества и вместе с тем функционирует в качестве самостоятельного социального института. Рассмотрим подробнее, что же представляет собой религия как основание культуры. [14]
Завершая рассмотрение предмета социологии международных отношений, важно подчеркнуть следующее. Социология международных отношений изучает поведение специфических социальных общностей - государств, межправительственных и неправительственных организаций, других участников международных отношений и их систем, их взаимосвязи и взаимодействия, особенностью которых является выход за пределы их территориальных образований. [15]