Cтраница 3
Сборный коленчатый вал. [31] |
Допуск на биение во всех случаях определяют исходя из назначения вала, размеров деталей, точности обработки. Затем предварительно собранный вал устанавливают в центрах и с помощью индикатора проверяют биение всех его шеек. Если биение допустимое, монтируют остальные болты. [32]
Для предотвращения изгиба и поломки вала необходимо строго контролировать соосность валов и муфты с последующей проверкой собранного вала на отсутствие биения и на его свободное провертывание. [33]
Рассмотрим дополнительно уравновешивание грузов, установленных при балансировке идеальных частей вала на оправках с биениями, так как окончательно вал может быть собран без изломов и смещений. Расчеты показывают, что четыре балансировочных груза в плоскостях х х2 0 22 /, установленные при балансировке половин вала, с хорошей точностью устраняются двумя грузами в собранном валу в плоскостях х3 дг4 0 27 L. Вообще, ввиду хорошей компенсации треугольной неуравновешенности участков грузами, расположенными при х х2 0 22 /, результаты рассматриваемой балансировки согласуются с результатами изложенной выше компенсации изломов и смещений. [34]
Установив и укрепив корыто, приступают к монтажу винта с его опорами. Между винтом шнека и цилиндрической частью стенок корыта при любом положении винта должен быть зазор 3 - 5 мм. Собранный вал должен свободно проворачиваться от руки. Причиной тугого вращения вала может быть задевание лопастей винта за стенки корыта, а также перекос подшипников или малый зазор между шейками вала и подшипниками. Трение лопастей о стенки корыта устраняют передвижкой подшипников и установкой соответствующих прокладок. Чтобы устранить перекос подшипников, несколько ослабляют их крепежные болты и 2 - 3 раза проворачивают вал от руки, при этом подшипники находят свое место. Зазор между шейками вала и подшипниками увеличивают установкой прокладок. [35]
Фиксирование концевыми шайбами применяют в комбинации с упорным буртом для противоположного торца внутреннего кольца подшипника. Между торцами шайбы и вала предусматривают зазор 1 - 2 мм. Для быстровращающихся валов используют нестандартные шайбы с центрирующими поясками ( рис. 18.1, е), снижающими дисбаланс собранного вала. При действии значительных осевых сил в направлении концевой шайбы устанавливают два или три винта, стопо-рение которых обеспечивают отгибными шайбами ( рис. 18.1, в) или обвязкой проволокой. [36]
Фиксирование концевыми шайбами применяют в комбинации с упорным буртом для противоположного торца внутреннего кольца подшипника. Между торцами шайбы и вала предусматривают зазор 1 - 2 мм. Для быстровращающихся валов используют нестандартные шайбы с центрирующими поясками ( рис. 18.1, в), снижающими дисбаланс собранного вала. При действии значительных осевых сил в направлении концевой шайбы устанавливают два или три винта, стопо-рение которых обеспечивают отгибными шайбами ( рис. 18.1, в) или обвязкой проволокой. [37]
Таким образом, при монтаже турбин создаются осевые деформации как внутренних вращающихся, так и наружных неподвижных деталей турбины и радиальных подшипников секции. Если деформация вращающихся деталей отличается от деформации неподвижных, то изменяется расстояние между входными кромками крайних ступеней ротора и оно не будет равно расстоянию между соответствующими входными кромками ступеней статора. Это приводит к уменьшению длины свободного осевого хода вала турбинной секции. При монтаже должно быть обеспечено равенство деформаций сжатия вращающихся и невращающихся деталей, что обеспечивает максимальный люфт собранного вала турбины. На практике это достигается регламентацией величин натягов конических резьб. [38]
Сборка главного вала производится в порядке, обратном разборке. Прежде всего на вал надевают лабиринтное кольцо, а затем подшипники. Предварительно подшипники в течение 15 - 20 мин прогревают в масляной ванне до 80 - 100 С и затем быстро надевают, чтобы не допустить их охлаждения. Крупные валы собирают в горизонтальном положении, мелкие - в вертикальном. После закрепления подшипников гайками и установки лабиринтных колец собранный вал монтируют в корпусе. Затягивать болты рекомендуется равномерно, с противоположных сторон. [39]
Все перечисленные требования к сборке могут быть реализованы путем специальных конструктивных решений. Технологичность конструкции по условиям сборки и ремонта машин может быть рассмотрена на ряде примеров, относящихся в основном к корпусным деталям. Наиболее характерными примерами являются корпуса редукторов и им подобных агрегатов, при проектировании которых принимается ряд конструктивных решений, обеспечивающих технологический процесс сборки редуктора. Так, конструкция корпуса редуктора ( рис. 1.3.31) может быть выполнена по схеме а, где валы зубчатой передачи и подшипниковые узлы смонтированы в специальной съемной крышке 1, с одной стороны, и в корпусе 2, с другой стороны. Смотровой люк 3 используется для заливки масла и как технологический люк, обеспечивающий сборку агрегата. Следующая схема ( рис. 1.3.31, б) иллюстрирует один из вариантов разъемного редуктора в горизонтальной плоскости 4 для радиальной сборки, когда собранные валы и подшипники закладываются в гнезда корпуса. Разъемные части 5 и 6 корпуса свинчиваются по контуру разъема. [40]