Cтраница 1
Занимательность, как и интерес - средство повышения качества обучения. Однако, если интерес является и средством повышения качества обучения, и целью педагогического процесса ( важно формирование познавательного интереса), то занимательность - лишь средство повышения качества обучения и сама по себе не является целью. [1]
Занимательность, подчиненную познавательным задачам, важно отличать от развлекательности. Между тем эти понятия четко не разграничиваются в литературе: обучаемым нередко предлагаются задания, не имеющие никакой познавательной ценности. Так, например, при изучении курса русского языка школьникам задаются такие вопросы: Какое отчество могло быть у Демона из одноименной поэмы Лермонтова. В каком месяце люди меньше всего разговаривают. Подобные задания, содержащие элементы неожиданности и необычайности, могут удивить учащихся и вызвать их непосредственный интерес. Однако, применение таких заданий в обучении нам представляется не только нецелесообразным, но и вредным: не будучи связаны с содержанием обучения, они отвлекают учащихся, рассеивают их внимание и мешают решению познавательных задач. [2]
Назначение занимательности, используемой в обучении, одни ученые ( М. Ф. Беляев) видят в том, что она дает толчок к развитию интереса, который в дальнейшем может превратиться в устойчивый интерес, другие ( Г. И. Щукина 3 Г. В. Вольеров 4 Грушевский-5) считают внедрение занимательности путем возбуждения непосредственного интереса к предмету. Этот интерес необходимо поддержать и использовать для формирования подлинно познавательного интереса. [3]
Введение разнообразия и занимательности в серьезное во всех отношениях сообщение. [4]
Развлекательность, как и занимательность, может способствовать возбуждению непосредственного интереса, однако их коренное различие мы видим в том, что развлекательность не связана с содержанием обучения и не подчинена познавательным целям, в то время как занимательность, используемая в процессе обучения, органически связана с ним и всегда подчинена решению познавательных задач. [5]
Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повест-вовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют золотым веком театра. Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. [6]
Высокий познавательный потенциал и занимательность обусловливают использование в учебных целях еще одного телевизионного жанра - дискуссии. Однако в связи со сложностью проведения дискуссий учебные передачи в этом жанре делаются довольно редко. [7]
Немаловажна в такой работе и занимательность, то есть забавные, но вполне работающие надело упражнение. Скажем, консультант просит кого-то из участников выразить возникший в группе спор в виде живой скульптуры, расставив других участников так и в таких позах, чтобы всем было видно его восприятие состояния группы. Полезные развлечения могут применяться и для разрядки напряженности в совместной работе. [8]
Непоэтичный, лишенный увлекательности, занимательности. [9]
Однако всестороннего раскрытия содержания понятия занимательности в психолого-педагогической литературе мы не находим. [10]
Содержащий в себе элементы развлечения, занимательности. [11]
Однако прежде чем рассматривать вопрос о занимательности учебных диафильмов по орфографии и пунктуации, необходимо уточнить, что следует в учебном процессе понимать под занимательностью. [12]
Отсутствие единого мнения по вопросу о содержании понятия занимательности в обучении приводит к тому, что в науке не определены основные виды занимательности. [13]
Одни исследователи ( Н. Ф. Добрынин 1 М. Ф. Беляев 2 Иванов3) рассматривают занимательность как низшую стадию познавательного интереса; другие ( И. М. Подбере - зин4) - как его разновидность. [14]
Таким образом, по мнению исследователей, основная цель использования занимательности заключается в возбуждении интереса обучаемых к учебным предметам. [15]