Cтраница 4
Политические споры, дискуссии происходят в современном обществе, как правило, на основе антиномий: коммунисты - демократы, рыночники - антирыночники, державники - интернационалисты, западники - евразийцы. [46]
Полежаев, А. Д. Маслов, г. Коробьин), просветители ( Н. И. Новиков, С. Е. Десницкий), А. Н. Радищев, первые русские революционеры ( декабристы), либералы ( славянофилы и западники), все радикально настроенные общественные деятели. Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями. [47]
Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами, затем появилось Философическое письмо П. Я. Чаадаева - философия истории России, стимулировавшее дискуссию между славянофилами и западниками. [48]
Крайне необходимая функция сохранения и поддержания прежнего достояния, памяти общества может также привести к дисфункции, если эта память препятствует освоению новых достижений или приводит к противостоянию между прогрессистами и консерваторами, западниками и патриотами, если историческая правда одной общности приходит в противоречие с правдой другой общности. [49]
Константин Дмитриевич Кавелин ( 1818 - 1885), увлекавшийся в юности гегельянством и с почтением относившийся к славянофилам ( в особенности к Хомякову), под влиянием Белинского, а позднее Герцена и Грановского становится убежденным западником. Сторонник реформ, последовательный либерал в 1860 - е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора. Столь же решительно Кавелин осуждал и репрессивные меры властей. [50]