Cтраница 3
Организация страховой деятельности, как и мотивация персонала страховой компании, для достижения целей своей деятельности должны соответствовать не только экономической стороне этой деятельности, но и ее философским принципам. Соблюдение этих принципов гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге обеспечивает эффективное развитие. Несоблюдение ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между персоналом и клиентами, снижает имидж компании, а в дальнейшем может привести к разорению, поскольку сотрудники организации - ее 1лавное богатство. [31]
Германии поставили вопрос о том, каковы, собственно, философские основы марксизма, есть ли они вообще, можно ли считать конкретные положения марксистского учения об обществе вытекающими из общих философских принципов. Как мы видели выше, у Маркса и Энгельса не было четко сформулированной позиции по этим вопросам. Их же ученикам и последователям, поставившим себе в качестве первой задачи распространение марксистского учения, необходимо было прежде всего представить его в систематической форме, а следовательно, и дать однозначные ответы на вопросы, оставшиеся открытыми. [32]
В ту уже далекую эпоху не все правильно относились к теории относительности Эйнштейна, и, когда Яков Ильич был в Харькове, я и мои товарищи попросили его зайти в университет и объяснить в ректорате, что наличие максимальной скорости распространения взаимодействий не противоречит никаким философским принципам и что это не то же самое, что проявление пределыцины на транспорте. Яков Ильич умел хороню объяснять и, по-видимому, убедил сомневающихся. Кроме того, он заявил, что теоретики, работающие в университете, - квалифицированные и толковые товарищи и что следует их беречь. [33]
Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. [34]
В свете современного понимания концепции развития, понятие производительности является конкретной формой выражения активности материи, ее самодвижения. Содержание философского принципа причинности относительно устойчиво по сравнению с частными его формулировками в различных науках. Аппарат принципа причинности обновляется общенаучными и ча-стнонаучными понятиями, как например симметрии, асимметрии, информации, вероятности, способствую-ющими углублению и уточнению знаний о процессе причинения. [35]
Для ответа на это возражение политическому деятелю нужно показать недюжинные знания в области теории государства и права, философии и экономики. Опираясь на философский принцип конкретности истины, нужно вспомнить, что мысль классиков относилась к государству диктатуры пролетариата в условиях переходного периода. Общенародное социалистическое государство приобретает новые формы. [36]
Их объединяли не только общие философские принципы, но и ненависть к любым формам угнетения человека, революционный демократизм, не только теоретическое, но и практическое отстаивание своих идей, интенсивность общественной деятельности и трагизм жизненного пути. [37]
Этому периоду внезапно положил конец Гейзенберг [5], который был в то время моим ассистентом. Он разрубил гордиев узел философским принципом и заменил угадывание математическим правилом. Принцип утверждает, что понятия и представления, которые не соответствует физически наблюдаемым фактам, не должны использоваться в теоретическом описании. [38]
Для тех, кто поддерживал как философский принцип воззрение, что все пространство наполнено - тот принцип, что природа боится пустоты - было достаточным основанием, чтобы предложить всена-полняющий эфир, если бы даже всякий другой аргумент говорил против. [39]
Йога является аскетическим учением, применяющим религиозные и философские принципы для самоусовершенствования. Целью практики йогов стало усовершенствование души и сохранение чистоты тела, ими были разработаны приемы дыхания и специальные упражнения-асаны. Учение йоги позволяет человеку добиться поразительного психологического контроля над своей телесной природой. [40]
Точно так же категории и законы материалистической диалектики отражают наиболее общие свойства, связи, отношения действительности, а поэтому они применимы и для общества. Но чтобы понять и объяснить общественные явления, недостаточно общих философских принципов и положений типа материя первична, сознание вторично. Общие принципы и законы диалектики, имеющие решающее значение для научного познания, в применении к социальной форме движения материи действуют в соответствии с ее особой природой. Для философского понимания и объяснения общественных явлений необходим переход от определенного абстрактного уровня теории к более конкретным теоретическим положениям и принципам. [41]
Что касается отдельных пунктов учения нашей партии, то мы сходимся гораздо больше с английскими социалистами, чем с какой-либо другой партией. Их система, подобно нашей, покоится на философском принципе; как и мы, они борются против религиозных предрассудков, тогда как французы отвергают философию и увековечивают религию, протаскивая ее вместе с собой в проектируемый новый общественный строй. Французские коммунисты могли нам оказывать помощь только на первых этапах нашего развития, но уже скоро мы увидели, что знаем больше, чем наши учителя. А у английских социалистов нам еще нужно очень многому поучиться. Правда, наши основные принципы дают нам более широкую базу, ибо мы их почерпнули из философской системы, охватывающей все отрасли человеческих знаний; но во всем, что касается практики, фактов современного общественного строя, мы находим, что английские социалисты нас намного опередили, и нам после них весьма мало осталось сделать в этой области. Позволю себе заметить, кстати, что встречал английских социалистов, с которыми был согласен почти по всем вопросам. [42]
КПСС указывает на необходимость развитая науки, научно-технического прогресса. В области естественных и общественных наук особую важность приобретает разработка теории медицины, философских принципов, вытекающих из познания и преобразования мира. [43]
Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а фрагментарно, локально. Проникающей силой обладают лишь отдельные идеи, понятия ( или их группы), отдельные философские принципы. Данное явление объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте философии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения. Частнонаучное знание оказывается селективным не только по отношению к различным философским концепциям, но и по отношению к различным категориям и принципам внутри одной философской системы категорий. Если верно, что философские идеи и принципы выполняют селективную функцию в отношении частнонаучного знания ( его идей, принципов, гипотез, понятий, теорий), то столь же верно, что формирующаяся частнонаучная гипотеза или теория ( прямо или опосредованно) осуществляет селекцию философских идей, принципов, понятий. Здесь происходит своеобразная проверка философских принципов и всеобщих категорий в практике познания. Такую конкуренцию, такую проверку выдерживают далеко не всякие философские принципы. [44]
Тем не менее, если исходить из чисто логических соображений, то исключить такую карту невозможно, поскольку по нашему определению многообразия допустимы даже самые сумасшедшие координаты. Так можно было бы спасти абсолютную одновременность, но никто не хочет идти на подобную жертву; философские принципы менее убедительны, чем математическое изящество. [45]