Cтраница 1
Антифрикционные присадки снижают или стабилизируют коэффициент трения, т.е. повышают маслянистость. В качестве антифрикционных присадок применяются вещества, обладающие поверхностной активностью: природные жиры, жирные кислоты, их эфиры и соли и др. Молекулы указанных веществ, адсорбируясь на поверхности металла, препятствуют непосредственному кон - такту трущихся поверхностей. [1]
Антифрикционные присадки в смазочных маслах уменьшают коэффициент трения между поверхностями трения, смазываемыми маслом, и устраняют при этом прерывистое скольжение. [2]
Антифрикционные присадки снижают коэффициент трения между инструментом и деталью, инструментом и стружкой. [3]
Антифрикционные присадки способствуют повышенному смачиванию поверхности инструмента и образованию физически адсорбированных смазывающих пленок и, таким образом, уменьшают трение при небольших нагрузках и температурах. [4]
Антифрикционные присадки целесообразно применять в редукторных маслах для червячных передач. Такие присадки, как ионол или фе-нил - б-нафтиламин, предотвращают чрезмерное повышение вязкости масла, когда оно в процессе эксплуатации подвергается нагреву. [5]
Антифрикционные присадки - это обычно технические растительные масла и жиры, такие как рапсовое масло, свиной жир ( лярд), жирные кислоты растительных масел и их эфиры, а также полимерные ( димеры, тримеры) ненасыщенные жирные кислоты. В некоторых случаях жировые вещества используют как основу масляной СОЖ. В связи с ограниченностью ресурсов жировых продуктов растительного и животного происхождения ведут поиски новых источников жировых веществ, а также замены синтетическими продуктами. Например, получены интересные результаты по использованию в СОЖ жиров микробиологического синтеза. Перспективны полимерные соединения типа продуктов олигомери-зации и теломеризации этилена и других высших а-олефинов. [6]
Антифрикционные присадки состоят из поверхностно-активных веществ, образующих на поверхности металла пленки, которые в местах точечного контакта при повышении давления и температуры расплавляются, в результате чего происходит выравнивание или своего рода полирование поверхности. К присадкам этой группы относятся высшие жирные кислоты типа олеиновой. [7]
Действие антифрикционных присадок связано в основном с их адсорбцией на металле, в то время как действие противозадирных - с возможностью образования химически модифицированных слоев на поверхности трения. Эта способность проявляется преимущественно при высоких удельных нагрузках в момент значительного генерирования тепла в зоне трения. [8]
Классическими представителями антифрикционных присадок являются длинноцепные жирные кислоты, как лауриновая, стеариновая и олеиновая. При этом при обычных температурах ( около 20) на стали, меди, кадмии и других активных металлах молекулы первых адсорбированных слоев жирной кислоты превращаются в молекулы мыл соответствующих активных металлов. На неактивных металлах, как серебро и платина, сохраняется граничный слой жирной кислоты [ 22, стр. [9]
В качестве антифрикционных присадок, адсорбирующихся на металлических поверхностях и уменьшающих силу трения, используют растительные и животные жиры, мыла, а также продукты окисления парафиновых углеводородов. [10]
Механизм действия антифрикционных присадок, проявляющийся в снижении коэффициента трения, связан с физической ( при низких температурах) адсорбцией присадок на металлической поверхности. При этом толщина и устойчивость образующихся и сравнительно слабо закрепленных на поверхности пленок зависят от состава и строения присадок и контактируемых материалов, а также от условий трения. [11]
В качестве антифрикционных присадок применяются ПАВ, образующие на трущихся поверхностях мультимолекулярные адсорбционные слои, и твердые смазочные вещества. К ПАВ относятся жирные кислоты, их эфиры и соли, натуральные и синтетические жиры. Из твердых смазочных материалов чаще всего используют коллоидные дисперсии графита молибдена. [12]
В качестве антифрикционных присадок применяются вещества, обладающие поверхностной активностью: природные жиры, жирные кислоты, их эфиры и соли и др. Молекулы указанных веществ, адсорбируясь на поверхности металла, препятствуют непосредственному контакту трущихся поверхностей. [13]
В качестве антифрикционных присадок применяются вещества, обладающие поверхностной активностью: природные жиры, жирные кислоты, их эфиры и соли и др. Молекулы указанных веществ, адсорбируясь на поверхности металла, препятствуют непосредственному контакту трущихся поверхностей. Для повышения маслянистости и снижения коэффициента трения используют АФП поверхностно-активного характера, у которых должна быть длинная неразветвленная углеводородная цепь с активной концевой группой, отвечающей жирным кислотам и сложным эфирам. Молекулы такой АФП группируются на поверхности металла так, что полярная группа находится в контакте с металлом, а другие группы направлены наружу. [14]
Механизм действия антифрикционных присадок Боуден и Тей - бор88 объясняют тем, что растворенные в масле жирные кислоты хемосорбируются на металлических поверхностях, образуя пленку мыл. Известен целый ряд других органических соединений ( спирты, сложные эфиры, амиды кислот и др.), которые также адсорбируются на поверхности металла и образуют защитные пленки. Но пленки, образуемые антифрикционными присадками, способны защищать поверхности от трения и износа только при умеренных режимах трения. [15]