Cтраница 3
Программа полета ДКА разрабатывается задолго до его пуска. [31]
По программе полета космонавт А должен сделать TV витков вокруг Земли. [32]
Программа работы ДКА закладывается на пять дней. Изменения в программу полета могут вноситься за пять дней. [33]
Например, американская ракета Сатурн-5, обеспечившая программу полетов космических кораблей Аполлон к Луне, стоимостью 280 млн дол. [34]
Вместе с тем ведутся исследования, связанные с использованием космоса в военных целях. Это самый крупный проект за последние 50 лет, включая программы полета на Луну и Аполлон. Ряд стран поддерживает программу СОИ: Англия, Германия, Франция и Япония. Важно предотвратить распространение оружия в космос. Для этого необходимо взаимодействие всех стран. [35]
Корабль Восход-2 находился в полете 26 час, совершив более 17 оборотов вокруг Земли и пройдя путь свыше 720 тыс. км. Леонова на борт корабля экипаж продолжил выполнение наблюдений и исследований, предусматривавшихся программой полета. [36]
Данные блока V вводятся в блок VII технической эффективности КЛА, где оцениваются показатели, характеризующие эффективность выполнения штатной полетной программы при заданной схеме полета. В этом блоке оценивается также дополнительный наряд технических средств, необходимый для осуществления программы полета, который позволяет рассчитывать стоимость эксплуатации программы полетов с учетом надежности технических средств. [37]
Как следует из содержания информационных и динамических характеристик нештатных ситуаций, они во многом определяются конкретными схемно-конструктивными - решениями систем КЛА и аппарата в целом. Учитывая это, их формирование должно основываться на анализе бортовой и эксплуатационно-технической документации, программы полета КЛА, а также опыта предыдущих космических полетов. Тем не менее, математические модели систем могут и должны обладать инвариантностью к типу КЛА. То же самое относится и к моделям воздействия неблагоприят ных факторов нештатных ситуаций. [38]
Данные блока V вводятся в блок VII технической эффективности КЛА, где оцениваются показатели, характеризующие эффективность выполнения штатной полетной программы при заданной схеме полета. В этом блоке оценивается также дополнительный наряд технических средств, необходимый для осуществления программы полета, который позволяет рассчитывать стоимость эксплуатации программы полетов с учетом надежности технических средств. [39]
Под резервом времени понимается время тр, исчисляемое от момента появления нештатной ситуации до момента времени, когда дальнейшие действия по выходу из нее становятся бесполезными или невозможными. При этом следует иметь в виду, что аварийная нештатная ситуация всегда сопровождается нарастающим воздействием неблагоприятных факторов и потому всегда имеет ограниченные ( меньше продолжительности полета Гп) резервы времени, в то время как безаварийная нештатная ситуация имеет ограниченные резервы времени только в том случае, если непринятие действий по выходу из нее вызывает воздействие на выполнение программы полета КЛА. [40]
История Луны представляется совсем иной. Изотопное определение возраста образцов горных пород и почвы, доставленных с Луны экспедициями Аполлон-11 - Аполлон-17, изменило наши представления о ее происхождении и истории. До осуществления программы полетов Аполлон у астрономов были две гипотезы: согласно одной из них, все лунные кратеры образовались от ударов метеорных тел, а согласно другой, образованию их поверхности способствовала вулканическая деятельность. Относительно происхождения Луны высказывались две противоположные теории: что она образовалась в результате аккреции ( оседания) пыли и камней таким же образом и в то же время, как и Земля, и что она отделилась от Земли намного позже, возможно, оставив на ее поверхности углубление, которым является Тихоокеанская впадина. [41]
В этой главе были рассмотрены некоторые наиболее важные проблемы, возникающие при проектировании искусственных спутников Земли. Каждая из проблем связана с созданием каких-либо конкретных устройств. Однако успешное выполнение программы полета возможно только при функционировании спутника как единой системы. [42]
Увеличение количества приборов в кабине ЛА приводит к перегрузке оператора информацией и ухудшает надежность его работы по управлению системами ЛА. Фактическое разделение полета ЛА на независимые друг от друга этапы ( взлет, полет и посадка) позволяет путем реализации идеи зашторивания неиспользуемых на данном этапе групп приборов избавить оператора от перегрузки излишней информацией. Внедрение на ЛА достаточно гибких ( в указанном отношении) индикаторов в виде электроннолучевых трубок с коммутацией датчиков первичной информации от специального устройства программы полета, повысит надежность систем управления ЛА с участием оператора. [43]
По структуре организации контроль и управление может охватывать различное число параметров и манипуляций в каждой из бортовых систем. Контроль и управление могут осуществляться периодически по всем системам и параметрам одновременно путем визуального осмотра показаний приборов, состояния сигнализаторов и выполнения операций с органами ручного управления или апериодически в неопределенные моменты времени, зависящие от последовательности включения и выключения бортовых систем и оборудования КА по программе полета. Процессы контроля и управления весьма тесно взаимосвязаны, что в итоге оказывает существенное влияние на работоспособность бортовых систем. Однако следует помнить, что при увеличении частоты проверок и углублении контроля, а также обращения к контуру ручного управления надежность пилотируемого КА может удерживаться на более высоком уровне, однако это вызывает перегрузку экипажа, а следовательно, снижение эффективности его работы. Вместе с тем нужно учитывать, что с точки зрения выполнения космонавтом-оператором различных операций и функций, связанных с приемом информации и проведением работ по управлению вращающегося пилотируемого КА, ведущая роль принадлежит зрительному и слуховому анализаторам. [44]
Одним из новых принципов построения вычислительных машин является принцип цифрового интегрирования, на основе которого созданы компактные цифровые интегрирующие машины, применение которых все возрастает. Созданы специальные управляющие машины, позволяющие, например, полностью автоматизировать обработку на металлорежущем станке какой-либо детали без всякой модели или шаблона. Команды, необходимые для управления станком, подаются в цифровое управляющее устройство при помощи перфокарт, или перфорированной ленты, или же с магнитной ленты. Аналогично производится управление полетом самолета: программа полета, преобразуясь в командные импульсы, адресованные органам управления, заставляет самолет автоматически совершать полет, лететь по заданному курсу и совершать посадку в заданном месте. В связи с проблемой автоматизации и широкого применения способов телеуправления перспективы применения электронных вычислительных машин становятся все более значительными. Над такими машинами сейчас интенсивно работают в Советском Союзе и в других странах. Вычислительная техника становится мощным фактором технического прогресса. [45]