Cтраница 1
Стабилизационная программа, принятая тогда же, подчинила реализацию плана жесткой антиинфляционной политике правительства. [1]
Мировой опыт стабилизационных программ показывает, что все они проводятся в кратчайшие сроки и основываются прежде всего на реформе денежно-кредитного и финансового механизмов. [2]
На основе этой стабилизационной программы был получен первый транш кредита МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований ( 1 5 млрд долл. Замораживание в конце 1993 г. второй половины этого кредита было вызвано неудовлетворенностью руководства МВФ ходом выполнения российскими властями их обещаний, а также результатами парламентских выборов в декабре 1993 г. и переменами в составе правительства. [3]
Острые замечания по поводу стабилизационных программ и общей политики МВФ все чаще исходят от видных ученых неолиберального крыла экономической мысли, на базе которого и была создана концепция Вашингтонского консенсуса. Фридмен напрямую связывает с допущенными концептуальными ошибками нарастание кризисных процессов в мировой финансовой системе. [4]
Главное их назначение - кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами ( общее количество - 4), каждый из которых соответствует 25 % квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных программ. Если страна не выполняет условий соглашения с МВФ, то очередной транш может быть задержан или обязательство о его предоставлении может быть аннулировано. МВФ также использует периодически фонды расширенного доступа к своим ресурсам ( Ехгепаес. Рипа РасШПез) для стран-членов, у которых масштабы неравновесия платежного баланса велики по сравнению с размерами их квот. [5]
Не менее важны косвенные негативные последствия стабилизационных программ. Сюда, в первую очередь, относится сочетание быстрого движения в сторону конвертируемости национальной валюты с широкой либерализацией цен, в отсутствие соответствующей инфраструктуры, когда еще нет ни финансовых рынков, ни торговой системы. Такое движение может стать своего рода массивным шумом, искажающим сигналы, на которые рассчитывает программа стабилизации в поисках эффективных путей распределения ресурсов. [6]
МВФ не был удовлетворен ходом выполнения Россией стабилизационной программы 1997 - 1998 гг. В связи с этим перевод очередных траншей стал откладываться. [7]
Непременным условием урегулирования долга обеих групп стран является принятие стабилизационной программы, которая обычно разрабатывается при участии МВФ. Таким образом, Парижский и Лондонский клубы реализуют техническую сторону урегулирования, а МВФ предлагает набор макроэкономических подходов для стабилизации экономики. Если МВФ не согласен с экономической политикой страны-должника, то у нее нет шансов получить одобрение кредиторов в рамках этих клубов. Программы основаны на монетаристских рецептах и включают стандартный набор: ограничение бюджетного дефицита ( не более 3 % ВВП); сдерживание денежной эмиссии и инфляции; приватизация; снижение протекционистских барьеров; либеральный подход к иностранным инвестициям; стимулирование развития экспорта, в том числе путем девальвации. [8]
Стиглиц делает вывод: назрел переход к качественно новой концепции стабилизационных программ. Последняя должна иметь более широкий спектр целей экономического развития. [9]
Стиглиц делает вывод: назрел переход к качественно новой концепции стабилизационных программ. Последняя должна иметь более широкий спектр целей экономического развития. [10]
Кредит выдается по частям ( траншам) при условии выполнения страной-заемщиком условий выполнения стабилизационной программы. [11]
Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в письме о намерениях ( Letter of intent) или меморандуме об экономической и финансовой политике ( Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. [12]
В условиях огромной внешней задолженности освободившихся стран государства-кредиторы ( Парижский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заемщиком стабилизационной программы Фонда. [13]
Наша Программа исходит из учета тех положений теории переходного периода, которые стали почти очевидными за последние годы, мирового опыта трансформации экономик и осуществления стабилизационных программ, учета особенностей России, а также современной стадии реформ в стране. [14]
Предполагалось, что стабилизационные программы, осуществляемые при поддержке ресурсов МРФСП, должны были быть более комплексными и радикальными по своим целевым установкам, чем те, которые реализовывались в рамках МФСП. [15]