Cтраница 3
Глубинное оборудование работает в комплексе с поверхно-ст ным буровым оборудованием. Процесс бурения включает последовательно повторяющиеся операции для замены породоразрушающего инструмента и при необходимости забойного двигателя при бурении с глубинным приводом долота. Полный цикл операций по спуску инструмента, наращиванию бурильной колонны и подъему составляет рейс. Продолжительность рейса зависит от многих факторов и определяет технико-экономические показатели проводки скважины. Число рейсов зависит главным образом от технико-геологических условий бурения и колеблется в широких пределах. При бурении неглубоких скважин в мягких породах число рейсов может быть в пределах десятков; при бурении глубоких скважин в твердых породах число рейсов достигает нескольких сотен. [31]
Вертикальный и искривленный участки скважины бурят долотами одного и того же типоразмера, если окончание бурения вертикального участка ствола не было сопряжено со спуском колонны или кондуктора. Если при бурении мягких пород вертикальной части скважины допускается применение долот лопастного типа, то при бурении интервалов, характеризующихся набором кривизны, независимо от проходимых пород, рекомендуется применять трехшарошечные долота. Это обусловлено тем, что трехшарошеч-ные долота при одних и тех же осевых нагрузках требуют меньших вращающих моментов, работают более плавно, и угол закручивания колонны бурильных труб от реактивного момента на турбине меняется в значительно меньших пределах, чем при бурении долотами лопастного типа. Продолжительность первого рейса в твердых и крепких породах ограничивается стойкостью долота, а в мягких породах - необходимостью контрольного замера кривизны и азимута ствола скважины. [32]
Рассмотрим отношение расписание ( РЕЙС ПУНКТ-ОТПРАВЛЕНИЯ ПУНКТ-НАЗНАЧЕНИЯ ВРЕМЯ-ВЫЛЕТА ВРЕМЯ-ПРИЛЕТА), содержащее информацию о рейсах нашей вымышленной авиакомпании. Предположим, нам нужно породить отношение продолжительность ( РЕЙС ВРЕМЯ-ПОЛЕТА), определяющее продолжительность каждого рейса. Один из подходов к этому состоит в следующем: с помощью некоторой команды языка управления базой данных выбираются строки из отношения расписание, производятся вычисления над ними с помощью некоторого языка программирования общего назначения и результаты вычислений заносятся в отношение продолжительность с помощью другой команды управления базой. Если в расписании указаны местные времена, то программа для вычисления продолжительности рейсов должна знать, в каких временных зонах ( часовых поясах) находятся обслуживаемые города. [33]
Рассмотрим отношение расписание ( РЕЙС ПУНКТ-ОТПРАВЛЕНИЯ ПУНКТ-НАЗНАЧЕНИЯ ВРЕМЯ-ВЫЛЕТА ВРЕМЯ-ПРИЛЕТА), содержащее информацию о рейсах нашей вымышленной авиакомпании. Предположим, нам нужно породить отношение продолжительность ( РЕЙС ВРЕМЯ-ПОЛЕТА), определяющее продолжительность каждого рейса. Один из подходов к этому состоит в следующем: с помощью некоторой команды языка управления базой данных выбираются строки из отношения расписаняе, производятся вычисления над ними с помощью некоторого языка программирования общего назначения и результаты вычислений заносятся в отношение продолжительность с помощью другой команды управления базой. Если в расписании указаны местные времена, то программа для вычисления продолжительности рейсов должна знать, в каких временных зонах ( часовых поясах) находятся обслуживаемые города. [34]
Регулировать раствор бурового раствора можно тремя способами: заменой втулок одного диаметра в цилиндрах бурового насоса на втулки другого диаметра, изменением числа одновременно параллельно работающих буровых насосов, изменением числа двойных ходов поршней в насосе. При первых двух способах расход раствора можно изменять только ступенчато, при третьем возможно также плавное изменение. Второй из названных выше способов применяют, как правило, в случае изменения диаметра долота: при бурении верхнего участка скважины долотами большого диаметра используют два одновременно работающих насоса. При переходе к бурению следующего участка долотами меньшего диаметра один из насосов часто отключают. Поэтому в большинстве случаев расход жидкости в период работы долота на забое остается практически неизменным. Если продолжительность рейса велика ( несколько десятков часов), расход к концу рейса может несколько уменьшиться вследствие возрастания утечек в насосе, обусловленного износом поршней. [35]