Cтраница 1
Происхождение государства и права. [1]
Происхождение государства может быть отнесено к одному из трех фактов: 1) естественное разрастание, сопровождаемое классовым расслоением, которое создает власть в лице экономически сильнейших; 2) добровольное соединение родов и племен под избранным вождем ввиду общей внешней опасности; 3) завоевание одних другими, которое требует власти и порядка для определения постоянного отношения между побежденными и победителями. Во всех случаях идея политической власти нарождается медленно, может быть, даже незаметно для современников. Временная военная власть превращается в постоянную военную власть, а потом в постоянную гражданскую власть. [2]
Но происхождение государства и права обусловлено не положительными или отрицательными чертами человека как такового, а характером общества. Когда общество не было расколото на классы, оно развивалось и функционировало без государства и права. Когда же общество разделилось на противостоящие друг другу классы, то государство и право стали объективно необходимыми. Столь же естественно и то, что в результате перехода от одного классового общества к другому возникают государство и право нового типа и уничтожаются старое государство и старое право. [3]
Причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе ( точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон расходится также и с широко распространенными в то время представлениями эпикурейцев о договорном характере возникновения государства. Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно, естественным путем возникает государство. [4]
Договорная теория происхождения государства возникла в XVII-XVIII вв. [5]
Неолитическая теория происхождения государства и права. [6]
Специальная теория происхождения государства и права исследует, как, в силу каких причин и при каких внутренних, региональных или международных условиях возникают государство и право в той или иной стране, у того или иного народа. [7]
Говоря о происхождении государства и права, имеют в виду образование главным образом особого аппарата классового принуждения людей, возникновения правового регулирования общественных отношений в интересах господствующего класса. [8]
Вопрос о происхождении государства может быть рассматриваем с двух сторон. [9]
Общая характеристика теорий происхождения государства и права. [10]
Значение вопроса о происхождении государства и права. Марксистско-ленинская теория государства и права концентрирует внимание на выяснении сущности государства и права, их места и роли в жизни общества. Такое установление дает возможность научно подойти к их изучению, сразу же выяснить главные характерные качества, свойственные государствен-ноправовым явлениям. О государстве подчеркивал, что при изучении государства нужно не забывать об основной исторической связи. [11]
Решение вопроса о происхождении государства предопределяет и ответ на вопрос о его сущности. Марксизм-ленинизм исходит из того, что государство служит господствующим классам орудием для осуществления своих экономических и политических целей. Государство есть машина для угнетения одного класса другим... При помощи государства тот или иной класс осуществляет свою диктатуру. Во всех антагонистических формациях государство всегда служило политическим орудием в руках эксплуататорского меньшинства для подавления эксплуатируемого большинства. [12]
В Государстве Платон рассматривает происхождение государства в связи с необходимостью удовлетворить потребности человека. [13]
Марксистско-ленинская теория при характеристике происхождения государства и права основывается на том, что они не вечные явления. [14]
Творчески развивая общую теорию происхождения государства и права и практически применяя ее к созданию Советского государства и права, В. И. Ленин и созданная им Коммунистическая партия в полной мере учитывали роль в революции объективных и субъективных факторов. [15]