Cтраница 4
Столь интенсивное развитие производства едкого натра химическим способом при наличии отмеченных выше затруднений в области обеспечения японского содового производства поваренной солью говорит за то, что здесь имелся какой то особый, специфический для Японии, потребитель, а именно японская промышленность искусственного шелка. [46]
Кроме прямой передачи технологии, существует косвенная передача технологии за рубеж на долгосрочной основе. В настоящее время японская промышленность обладает превосходством в технологиях массового и крупносерийного производства, которые поддаются передаче за границу не столько в обычной форме письменной технической документации, сколько в форме живого общения инженерно-технического персонала. Но в Японии не хватает инженеров и техников, и посылать их за границу тем более нет возможности. Поэтому лучший способ передачи технологии - это организация предприятий в странах, где можно нанимать местных инженеров и рабочих и обучать их прямо на производстве. В Японии прямому производственному обучению всегда придается первостепенная важность. [47]
Все эти особенности японских изделий связаны с тем, что при их разработке особое внимание уделено запросам и вкусам японских потребителей. В этом - смысле японская промышленность открывает новое направление для будущего творческого развития технологий. По своему существу это направление связано с дальнейшим раскрытием потребностей человека и общества и созданием новых изделий, ориентированных на эти потребности. На этом направлении устанавливается более органичная и глубокая связь между техникой и человеком. [48]
В Японии же дела обстоят совершенно иначе. Большинству наемных работников в японской промышленности предоставлены пожизненные гарантии занятости; трудящиеся здесь вовлечены в процесс принятия производственных решений и участвуют в распределении прибылей, часть которых они получают в качестве заработка или премий, что устанавливает непосредственную связь между экономическими достижениями фирмы и доходом ее сотрудников. Более того, прямая заинтересованность работников в конкурентоспособности и рентабельности своего предприятия сокращает потребность в надсмотрщиках и контролерах, то есть в руководящем персонале среднего звена. В результате между управляющими и рядовыми сотрудниками возникают взаимопонимание и взаимодействие, процесс кадровых перемещений становится более гибким, а рабочие с большей готовностью воспринимают технологические новшества. К тому же система пожизненной занятости побуждает и нанимателей вкладывать средства в подготовку и переподготовку своих работников. [49]
В самом деле, японские товары сравнимы со спортсменами-олимпийцами: они тоже претендуют на золотые медали, но не за быстроту, силу и выносливость, как спортсмены, а за компактность, удобство в обращении, разнообразие и дешевизну. Эти качества обеспечили высокую конкурентоспособность продукции японской промышленности при переходе от этапа рывков и скачков в развитии техники, сопровождавших прорывы в фундаментальных научных исследованиях, к современному этапу быстрого, но плавного технического развития. [50]
Объясняется это явление прежде всего специализацией японской промышленности на определенных видах продукции. Японии в 1965 - 1971 гг. приходилось: по продукт. [51]
В Японии технология получения едкой щелочи с использованием ионообменных мембран находится на высоком уровне. С 1973 г. по указанию правительства в японской промышленности по производству едкого натра был намечен переход от ртутного метода электролиза поваренной соли к нертутному методу. [52]
Образцы товаров, предназначенных для экспорта, проходят статистический контроль, и если, например, партия фотоаппаратов выдерживает такой контроль, то на них крепится золотой ярлычок с надписью, свидетельствующей о прохождении контроля Японского института контроля фотоаппаратуры. В настоящее время крупные и успешно действующие фирмы японской промышленности по производству фотоаппаратуры внедрили строгие системы управления качеством, и, весьма вероятно, этот дополнительный контроль теперь уже не нужен. [53]
Одновременно все более четко вырисовываются основные направления специализации японской промышленности на мировом капиталистическом рынке военной продукции. Генеральная тенденция заключается в том, что ряд передовых отраслей японской промышленности превращается в крупных поставщиков компонентов, материалов, оборудования и технологий для зарубежных, прежде всего американских, производителей вооружений. Связано это не только со значительными техническими достижениями японских фирм в отдельных областях НИОКР. Далеко не последнюю роль играет и такой фактор, как теснейшая связь по существу между военным и гражданским производством, военными и гражданскими НИОКР в японских корпорациях. В Японии фактически нет компаний, которые решающим образом зависят от военного рынка. Все японские фирмы, осуществляющие военное производство, придают большое значение переброске военных технологий в гражданские секторы экономики. В ряде корпораций этим занимаются специальные научно-исследовательские учреждения. [54]
Если канбан - это чисто японское слово, означающее карточка, или визуальная система записи, то точно вовремя является просто английским, выражением, принятым в японских деловых кругах и, возможно, не имеющим японского эквивалента. Трудно сказать, когда данный термин и соответствующая ему концепция прижились в японской промышленности. Ветераны производства рассказывали, что выражение точно вовремя вошло в обиход в судостроении более двадцати лет назад. В период, о котором идет речь, японские производители в результате быстрого развития накопили такие большие избыточные производственные мощности, что поставки сталелитейной продукции для судостроительной промышленности начали осуществляться в предельно короткие сроки. [55]
Отличие японских самураев от заполнивших американские компании мандаринов очевидно. Представляется, что это - одна из главных причин, создающая различия в жизнеспособности японской промышленности по сравнению с американской. [56]
Как отмечал прогрессивный французский экономист Жан-Мари Шевалье еще в 80 - х годах, факт обладания энергоисточниками представляет такой стране двойной выигрыш. И если страна получит возможность платить за энергию в 10 - 20 раз меньше того, во что она обходится европейской, американской или японской промышленности, то такая страна сможет создать продукцию, в опасной степени конкурентноспособную по сравнению с традиционными центрами ее производства. Последнее преимущество настолько важно, что оно умышленно замалчивается в официальной литературе. [57]