Cтраница 1
Профессиональная библиографическая деятельность организационно не оформлена. Эта система, в самом общем смысле представляющая собой совокупность всех документов, всех потребителей информации и отношений между ними, обусловленных как внутренними свойствами системы, так и внешними условиями ее общественного функционирования, и есть та среда ( метасистема), в которую непосредственно включены библиография и все названные выше общественные институты. [1]
Любые виды библиографической деятельности и ее результаты ( библиографические пособия), взятые в целом, представляют собой вполне достойный объект для самостоятельной научной дисциплины, каковой и является библиографоведение, включающее в себя историю, теорию, методику и организацию библиографии. В этом смысле обнаруживается рациональное зерно, исходная правильность постановки вопроса о разграничении теории и практики, получившего в упоминавшейся выше статье И. И. Решетинского в целом верное, но недостаточно точное освещение. [2]
Действительный объект библиографической деятельности - общественная система фиксированные источники информации ( документы) - потребители информации или, выражаясь общепринятой библиографической терминологией, общественная система книга - читатель. В конечном итоге важен не каждый элемент, взятый сам по себе, а связь между ними. Вот эта информационная связь, ее реализация и является подлинным объектом библиографической деятельности. [3]
На многих направлениях библиографической деятельности достигнуты определенные успехи. Библиография играет важную роль в информационном обеспечении советской науки, содействует развитию экономики и культуры социалистического общества, активно участвует в коммунистическом воспитании трудящихся. [4]
Библиотека координирует свою методическую, исследовательскую и библиографическую деятельность с республиканской ( АССР), краевой, областной универсальной научной библиотекой, как головным учреждением, с юношеской республиканской ( АССР), краевой, областной библиотекой, а также методическими центрами библиотек других министерств, ведомств и организаций региона, имеющих сеть библиотек, обслуживающих детей и подростков. [5]
Важнейшим условием дальнейшего совершенствования библиографической деятельности является ее техническое перевооружение. Никакая интенсификация, никакое существенное повышение качества подготовки и эффективности общественного использования библиографических ресурсов невозможны без достаточно широкого-внедрения в библиографическую практику новейшей информационной техники, средств автоматизации основных библиографических процессов. [6]
Необходимо также оговориться, что библиографическая деятельность включается нами в библиотечное дело весьма условно. В рамках данного исследования вопрос о взаимосвязях информатики и библиографии не ставился, так как он заслуживает самостоятельного рассмотрения. [7]
В решении вопроса об объекте библиографической деятельности существуют две основных концепции: книговедческая и читательская. [8]
В связи с задачей интенсификации библиографической деятельности предстоит пересмотреть сложившиеся представления о путях дальнейшего развития и совершенствования системы библиографических пособий. [9]
В этом плане многовековая врожденная системность библиографической деятельности, на которую ссылаются некоторые авторы, сама по себе не является аргументом в пользу системного подхода и необходимости его применения в теории библиографии. И уж совсем никакого отношения к системному подходу как методу исследования не имеет то обстоятельство, что выражение система относится к числу самых распространенных в обиходе библиографической работы. [10]
Отраслевая специфика отдельных процессов и операций библиографической деятельности может освещаться и практически осваиваться в рамках специализации Библиограф в спецкурсах, спецсеминарах и практикумах, которые должны быть органически связаны с основными курсами специализации и служить усилению и углублению их прикладных аспектов, развитию и практическому освоению студентами конкретных методических рекомендаций, правил, приемов и навыков. [11]
Четвертый способ дифференциации - по процессам и операциям библиографической деятельности - в наибольшей мере соответствует прикладным целям библиографического образования. Поэтому, например, общий курс организации и методики библиографической работы должен строиться по основным ее процессам, а также включать вопросы организации справочно-библиогра-фического аппарата как основы библиографирования и библиографического обслуживания в библиотеке. [12]
Значительно более существенной и важной является содержательно-отраслевая специфика процессов библиографической деятельности. Она и должна быть основным предметом учебных курсов отраслевой библиографии. [13]
Конечно, существование каждой отраслевой библиографии как специфического участка практической библиографической деятельности, теснейшим образом связанного со своей сферой обслуживания, вполне очевидно. [14]
Учитывая сказанное, в проекте нового ГОСТа предлагается определить библиографическую деятельность как область информационной деятельности по обеспечению потребностей в библиографической информации. В будущем следует аналогично построить определения библиотечного дела и научно-информационной деятельности, использовав ту же общую ( родовую) основу и указав специфические видовые отличия. [15]