Cтраница 1
Просветитель верит в данное общественное развитие, ибо не замечает свойственных ему противоречий. [1]
Просветители остро ощущали социально-политич. [2]
У просветителей прекрасное рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами. [3]
Успехи просветителей в борьбе с религией и церковью не были бы столь значительны, если бы им пришлось бороться с обессиленным противником, но церковь еще прочно держалась на ногах. [4]
Для просветителей характерна вера в добрую природу человека. Но была очевидна и всеобщая испорченность нравов. Как же совместить веру в то, что человек от природы добр, с его злыми качествами, проявляющимися повсеместно. Руссо, решая эту дилемму в своем трактате Эмиль, или о воспитании, противопоставляет добрые природные задатки человека испорченным нравам, порождаемым цивилизацией. Все пороки социально обусловлены. Поэтому, чтобы изменить человека, нужно изменить условия его жизни и систему воспитания, согласовав последнюю с природой человеческих чувств. По словам Канта, Руссо мудро вывел метод воспитания из самой природы. [5]
В целом просветители положительно оценивали результаты общественного договора - появление гражданского общества и государства. [6]
Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью к обучению. [7]
Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью к обучению. Из этого бесспорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость наилучшей модели, а потому могут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки здесь интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства. [8]
Вашингтон, выдающийся негритянский просветитель и оратор, рассказывал историю, назидательную для начинающего изучать искусство речи. [9]
У ряда просветителей появляются сомнения в естественности права собственности. Мабли, например, полагал, что частная собственность возникает в результате злоупотреблений должностных лиц и потому право на нее не является естественным. [10]
Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив ему право держать ее у себя до смерти; более того, Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперед. [11]
Из работ просветителя на исторические темы мы видим, что он был весьма хорошо знаком с трудами таких русских историков, как Соловьев, Карамзин, которых называют великими, и других, что подтверждается его ссылками практически в каждой его статье в журнале Шура, посвященной историческим личностям или событиям, связанным с прошлым мусульман России. [12]
На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и прогресс. [13]
Одним из первых просветителей был Рпфаа ат - Тахтавп, к-рый провел неск. [14]
Однако обещанное просветителями царство Разума вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство свелось к формальному равенству перед законом, безопасность личности была растоптана якобинской диктатурой, свобода вылилась в свободу самой беспощадной капиталистической эксплуатации, революционное братство третьего сословия распалось и враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад. [15]