Cтраница 3
В 1791 г. в Париже французский просветитель и ориенталист Константен Франсуа Шосбеф, более известный под псевдонимом Вольней ( 1757 - 1820), опубликовал работу Руины, или размышления о расцвете и упадке империй ( русск. [31]
Примерно в то же время великий французский просветитель Вольтер начал свои многолетние экспериментальные исследования по выяснению характеристик развития пожара, создав при этом первоклассную по тому времени физическую лабораторию. [32]
Виргинии Джефферсон внес привлекший внимание европейских просветителей вклад в энциклопедическое освоение Нового Света. Эти А3аметки о штате Виргиния ( 1785, 1787) содержали резкое осуждение рабства как противоестественной, безбожной и деспотичной системы, которая в одинаковой степени ослабляет и морально портит как рабов, так и их владельцев. [33]
То, чего не хватало просветителям, а именно - понимания формального характера бурж. [34]
Разумного эгоизма теория - выдвинутая просветителями 17 - 18 вв. [35]
Следует отметить, что далеко не все просветители были настроены столь радикально. И легенда, возникшая уже после революции в кругах роялистской и клерикальной эмиграции о мрачных тайных сборищах у Гольбаха, где якобы разрабатывались планы низвержения трона и алтаря, - не имела ничего общего с действительностью. Напротив, большинство просветителей считало, что все задачи общественного преобразования можно решить мирно, на путях пропаганды, потому что Истина - всесильна и свет ее способен рассеять все заблуждения. Осененные светом истины монархи станут действительно просвещенными и сами изменят мир к лучшему. [36]
Главным слоем, производящим культурные ценности, просветители считали образованную элиту, независимую от системы мг1териального производства, а потому, как им представлялось, и от сферы частных, эгоистических интересов, которые искажают процесс постижения истины, добра и красоты. Поэтому за этим слоем оставалась привилегия наставлять общество во всем, что касалось смыслов и ценностей бытия. [37]
Но не только в научно-популярных статьях Энциклопедии просветители вели неустанную борьбу с религией и церковью: тому же были посвящены и их фундаментальные труды. [38]
В Опыте о нравах и духе народов великий просветитель попытался обобщить весь известный к тому времени фактический материал о всевозможный странах и народах. [39]
В ту пору, когда писали, просветители XVIII века, ( которых общепризнанное мнение относит к вожакам буржуазии), когда писали наши просветители от 40 - х до 60 - х годов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. [40]
Его полемика против буржуазно-либеральных идеалов современных ему просветителей, против начинающегося господства буржуазии облекается - наполовину всерьез, наполовину иронически - в реакционную оболочку. Он защищает азиатский деспотизм, выступая против цивилизованных европейских форм деспотизма, отстаивает рабство, выступая про-тш. [41]
При этом Кант не разделяет точку зрения просветителей, полагавших, что человек по своей природе добр. Здесь он солидаризуется с Гоббсом и склоняется к идее о том, что человек изначально зол. В этой связи он разрабатывает свою концепцию человеческих задатков, подразделяя их на три вида. [42]
Основные свои идеи они черпали из произведений французских просветителей, всесторонне показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. [43]
Вершиной эстетической мысли казахского народа является творчество выдающегося просветителя Абая Кунанбаева. [44]
Во второй половине XVIII века выделяется группа просветителей либерального толка ( Д. С. Аничков, 1733 - 1788; Я. П. Козельский, 1728 - 1794; С. Е. Десницкий, ок. [45]