Cтраница 1
Социальное пространство отличается от геометрического или физического параметрами соотнесения положения двух индивидов и более. Такими параметрами являются принадлежность к общности, место в системе институализированных отношений, близость ценностных ориентации и способов интерпертации социальной реальности. Люди, принадлежащие к одной этнической группе или разделяющие одни и те же идеологические взгляды, отделены в социальном пространстве от тех, кто принадлежит к иным социальным образованиям. Между ними нередко возникают непонимание и отчуждение, даже если они живут в одной местности. [1]
Социальное пространство отличается от геометрического: король и его слуга, хозяин и раб могут находиться вблизи один от другого, но социальная дистанция между ними огромна. [2]
Социальное пространство города не однородно. [3]
Социальное пространство общества многомерно. Главным в нем являются вертикальная и горизонтальная мобильность. По горизонтали все люди равны, тогда как по вертикали выделяются слои. [4]
Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. [5]
Организация социального пространства подразумевает двойственный подход и рассматривается как процесс структуризации пространства и в то же время как сама структура или ее элемент. [6]
Двойственность социального пространства, его одновременная представленность и в чисто социальном, и в физическом плане предполагает двойственность структур, организующих социальный универсум. Социальные структуры существуют одновременно и как реальность, данная через распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных в социальном плане благ и ценнностей; и как реальность, существующая в представлениях, в схемах мышления и поведении. Позиции отражают реальное положение индивида в социальном пространстве, а диспозиции - его представления о своем положении, а также схемы поведения, мышления и оценивания. [7]
Институты структурируют социальное пространство, делают контуры стратификации четкими, нормативно определенными, определяют условия, при которых индивид может претендовать на ту или иную статусную позицию, подавляют те виды социальных действий и взаимодействий, которые могут нарушить сложившийся каркас институциональных иерархических отношений. [8]
Итак, социальное пространство - есть поле взаимодействия общества и личности. [9]
Содержательный аспект социального пространства выражен в нарастании плотности или конденсации социальных связей субъектов социума. Социальное пространство не ограничивается представлением о нем, как о механически агрегированном объеме мира искусственных вещей, но определенным образом координированная, внутренне неоднородная, расчлененная материально-яреетранственная Структура, в целом противостоящая геофизическому пространству. [10]
Сама идея социального пространства проистекает из того факта, что отношения между людьми во всяком обществе определенным образом иерархизированы: есть верх и есть, следовательно, низ. Есть возможности социального перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. [11]
Бурдье, есть социальное пространство. Само по себе это понятие далеко не ново. Бурдье состоит в определении взаимоотношений социального и физического пространства, а также в описании внутреннего строения первого. Физическое пространство тесно связано с социальным пространством, оно является его отображением, выражением социального пространства вовне. В восприятии они трудно различимы. Социальное пространство - это не некоторая заданная система координат, относительно которой располагаются наличные социальные субъекты, - это одновременно и расположение этих субъектов в реальном пространстве. Дистанция между субъектами в социальном пространстве не только социальная, но и физическая. Тесная переплетенность социального и физического пространств тем не менее не предполагает однозначности их отношений. Социальное пространство предстает перед нами одновременно в совокупности своих символических и физических измерений. Они накладываются друг на друга, взаимопересекаются. Разделение их может быть произведено только аналитически, поскольку одни и те же срезы символического ( чисто социального) пространства могут быть представлены в различных ( и часто удаленных) друг от друга местах пространства физического. И наоборот, далекие участки социального пространства могут быть близкими в физическом смысле. [12]
Таким образом, социальное пространство может быть рассмотрено не только как диалектика символического и физического, но и как диалектика пространства позиций и диспозиций, то есть индивидов, занимающих определенные положения, и их практик, посредством которых они организуют и преобразуют это пространство. Практика - это скорее неосознанное, чем осознанное поведение индивида, подчиняющееся правилам, интернализованным из внешней среды в процессе активного взаимодействия с ней, сходное с понятием практического сознания А. [13]
Взгляд первый: социальное пространство города. [14]
Многомерность и структурированность социального пространства, наличие множества находящихся в разных соотношениях позиций в свою очередь имеют различные теоретические объяснения и эмпирические описания. [15]