Социальное пространство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Если жена неожиданно дарит вам галстук - значит, новая норковая шубка ей уже разонравилась. Законы Мерфи (еще...)

Социальное пространство

Cтраница 3


Ряд явлений, объединенных понятием социальное пространство привязываются, к определенным территориально - пространственным объектам окружающего мира и при желании могут быть рассмотрены в качестве отражения окружающего физического пространства в сознании индивидуальном или групповом) социального субъекта.  [31]

Бурдье, положение человека в социальном пространстве в конечном итоге определяется двумя основными дифференцирующими параметрами: а) объемом капитала, т.е. совокупностью определенных статусных, символических, экономических, политических, культурных и других ресурсов, которыми он обладает; б) структурой капитала, т.е. относительным объемом различных видов капитала. На рис. 1 показано пространственное положение представителей различных социо-профессиональных групп в обществе в зависимости от общего объема капитала и обладания культурным и экономическим капиталом.  [32]

Народонаселение не просто заполняет собой все социальное пространство, но и неразрывно связано со всеми другими компонентами единого социального организма, прежде всего с экономикой. Существуют две линии взаимодействия демографических и экономических процессов и состояний: население - экономика и экономика - население. Что касается последней, то она, во-первых, лучше отражена в литературе, а во-вторых, лежит ближе к поверхности вещей и потому легче улавливается обыденным сознанием. Например, никого из нас не затрудняет ответ на вопрос, касающийся показателей рождаемости: ясно, что на темпы здесь влияют прежде всего уровень материального благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. И все же проблема народонаселение - экономика для читателя менее известна и более сложна, на ней мы и сосредоточим его внимание.  [33]

Выборка: описание планируемого и охваченного фактически социального пространства; размер, характер и географическое распределение выборки - планируемое и достигнутое; в тех случаях, когда это необходимо, объяснение степени, с которой данные реализованы относительно части выборки; детали используемых методов выборки и ее корректировки; распределение процентов ответов и отказов от ответов.  [34]

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что понятие социального пространства стало одним из наиболее важных в социологии XX в. Он рассматривал это понятие в связи с разработкой концепции социальной стратификации и социальной мобильности, подчеркивая, что и то, и другое характеризуют определенное положение индивидов или групп или изменение этого положения в некоторой системе координат, с помощью которой обозначается социальное пространство. Внимание социолога сконцентрировано на социальных группах, которые находятся в определенных отношениях друг к другу, каждая группа занимает свое положение в некоторой более широкой общности, которая и выступает в качестве социального пространства для данной группы.  [35]

Но, с нашей точки зрения понятие социального пространства, прежде всего, имеет ярко выраженный человеческий аспект и позволяет более точно пояснить качественные связи личности и общества, механизмы социализации и саморазвития личности.  [36]

Иными словами, могут пересматриваться в пределах заданного социального пространства сами правила игры: значимое перестает быть таковым, имевшийся ранее смысл разрушается, что характерно для ситуации раскола и кризиса. Происходит разрушение систем ценностных ориентации и психологически значимых точек опоры в обществе и в различных социальных средах или на различных участках социального пространства. Это разрушение не может происходить без глубоких личностных конфликтов, без радикальных перемен личностных позиций, чему мы являемся ныне свидетелями.  [37]

Сорокин указывает на наличие такого явления, как социальное пространство, внутри которого перемещаются индивиды. Чтобы установить социальное положение индивида в социальном пространстве, необходимо указать, во-первых, отношение индивида к конкретным группам; во-вторых, отношение этих групп дрзтг к другу внутри популяции и, в-третьих, отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество. Сорокин определяет социальное пространство как народонаселение Земли; социальное положение - как целостность его связей со всеми группами населения. Положение человека в социальной вселенной фиксируется путем установления этих связей. Совокупность таких групп, а также положений внутри каждой группы составляет систему координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.  [38]

Под социально-стратификационной структурой общества обычно понимается многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором люди различаются ( группируются) в зависимости от степени обладания властью, собственностью, социального статуса и соответствующих ценностных ориентации.  [39]

К сожалению разбалансированность этих отношений часто обусловливает деструкцию социального пространства, что выражается в нарастании кризисов и социальных катастроф. Эти явления становятся одной из основных черт современного этапа цивилизацмонного развития.  [40]

Штомпки, утверждающих необходимость изучения социального поля, социального пространства и логики их развития. Бурдье полагает, что основа основ в социологии - это связь габитуса с полями.  [41]

Чем выше степень монополизации благодетелем дефицитных услуг в данном социальном пространстве, тем большее число получателей этих услуг вынуждены будут признавать его власть над собой. Такой монополист становится управляющим центром данной системы взаимодействий. Все его партнеры обязаны уступать его распоряжениям.  [42]

Поскольку люди действуют, исходя из своего понимания знаков социального пространства ( при этом опираясь на общепринятые и личные, стандартные и оригинальные, подтвержденные и гипотетические представления), мир общественной символики опосредует практически все формы коммуникации, собственно и являясь для людей миром их специфической действительности. Социокультурное производство, в котором каждая личность и сам социум предстают как специфический артефакт, в каждом своем акте содержит притязание на культурную легитимность.  [43]

Габитус - это присущий каждому классу особый принцип конструирования социального пространства, который отличает его от других классов. Качалов трактует габитус как ансамбль схем классификации, позволяющий социальному агенту найти сходных с ним и отличающихся от него агентов, как чувство своей и чужой социальной позиции, позволяющее людям ориентироваться в социальной действительности [ Кочанов Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности.  [44]

В противовес марксистам, Бурдье не считает возникающие в социальном пространстве группы реальными классами.  [45]



Страницы:      1    2    3    4