Социальное пространство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Умный мужчина старается не давать женщине поводов для обид, но умной женщине, для того чтобы обидеться, поводы и не нужны. Законы Мерфи (еще...)

Социальное пространство

Cтраница 2


Одна из функций социального пространства - социальное обустройства граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоциированном распределении материальных и духовных благ, в расширении связей личности с обществом. Очевидно, что качество социального пространства во многом определяет эффективность социализации личности. Следовательно, чтобы более полно использовать человеческий ресурс необходимо искать пути оптимизации социальных связей и отношений между институтами общества, сферами материального и духовного производства, внутренней элементной и функциональной структурой данного пространства социума и внешней средой.  [16]

Например, переформатирование российского социального пространства происходит под влиянием всех трех групп причин.  [17]

По мере завоевания хозяйственного и социального пространства происходят серьезные сдвиги в социальной базе предпринимательства.  [18]

Сорокин определил, что социальное пространство многомерно. Это означает, что в одних общностях индивид может занимать высокий социальный статус, а в других он может быть значительно ниже. Следовательно, каждая личность в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собой таким образом, что изменение одного статуса меняет другие статусы или позиции, находящиеся в других социальных измерениях.  [19]

Совершенно понятно, что социальное пространство нашей великой родины погружено сегодня в беспросветный хаос, посреди которого журналист - в сущности, пишущий обыватель со смешными представлениями о мире - потерянно блуждает, пытаясь подкормиться у сильных мира сего. Катастрофически деградирует социологическая понятийная система: рассуждают о высшем и о среднем классах, имея в виду критерий дохода, в то время как эти понятия являются сугубо культурными. В Англии представитель upper class может жить на скромную зарплату преподавателя, а пресловутый middle ворочать миллионами фунтов стерлингов.  [20]

Сорокин определил, что социальное пространство многомерно. Это означает, что в одних общ-ностях индивид может занимать высокий социальный статус, а в других он может быть значительно ниже. Следовательно, каждая личность в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собой таким образом, что измене ние одного статуса меняет другие статусы или позиции, находящиеся в других социальных измерениях.  [21]

Итак, в континууме социального пространства люди могут располагаться как бы на разных этажах здания: одни - высшие слои общества, другие - средние, третьи - низшие. Между ними существует так называемая социальная дистанция. Как правило, в развитых капиталистических странах средний слой является опорой государства и поддерживает политическое и экономическое равновесие общественной системы. Состав среднего класса определяется по таким показателям, как доход, образование, общественный престиж, образ жизни.  [22]

Однако любой перечень параметров социального пространства будет неполным, потому что социальная жизнь очень многообразна, подвижна, в ней постоянно возникают новые факторы, влияющие на положение людей в социальном пространстве, а главное - по мере развития общества может происходить перерастание некоторых ранговых параметров в номинальные, и наоборот. Так, в патриархальном обществе тендерная принадлежность является ранговым параметром, а в современном обществе - номинальным; то же можно сказать о расовой принадлежности в США в XIX в.  [23]

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы.  [24]

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей - мира вещей второй природы, мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей второй природы, окружающих человека, их пространственная организация обладает надприродными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов - все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами по себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.  [25]

Бурдье наряду с понятием социального пространства выделяет пространство экономическое, политическое и символическое, уделяя особое внимание последнему.  [26]

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например переезд индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом ( или падением) престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.  [27]

Положения групп людей в социальном пространстве в современном российском обществе оказались сдвинутыми, открывшиеся перспективы - неопределенными, многократно увеличилась зависимость не от каких-то устоявшихся стандартов и норм поведения, а от случайности, от везения и от судьбы. Этим, кстати, объясняется столь широкое распространение и увлеченность различными мистическими и эсхатологическими концепциями, связанными с верой в чудо. Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос, в чем состоит выгода или интерес того или иного конкретного человека и даже более широко - той или иной социальной группы.  [28]

Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках - только сегодняшние отношения между людьми. Право всегда несколько запаздывает: в общественной практике должно накопиться определенное количество коллизий, в результате чего возникает потребность их правового урегулирования. Поэтому между моментом обнаружения вредности применяемой практики и разработкой и принятием того или иного закона, объявляющего данную практику незаконной, существует временной интервал, иногда значительный.  [29]

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. Здесь можно выделить также и время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.  [30]



Страницы:      1    2    3    4