Процесс - абстрагирование - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Закон Вейлера: Для человека нет ничего невозможного, если ему не надо делать это самому. Законы Мерфи (еще...)

Процесс - абстрагирование

Cтраница 3


Само собой разумеется, что модели, которые я строю здесь, также принадлежат к этому роду. Эти категории не более реальны, чем абстракции, положившие им начало. Иными словами, они представляют собой прежде всего упрощение или искажение реальности, хотя их влияние на мышление людей может также вызвать новое разделение и новые конфликты в реальном мире. Таким образом, процесс абстрагирования бесконечно питает сам себя. Сложность изменяющегося мира в значительной степени создается самим человеком.  [31]

Вспомним, что анализ элементарных программ может быть выполнен как ряд этапов упрощения блок-схемы, причем элементы, имеющиеся на каждом этапе, абстрагируются в новые функциональные узлы. Как и прежде, последовательности более чем двух функциональных узлов будем анализировать на одном этапе. Как можно видеть из рис. 5.13, для упрощения программы Singsort до отдельного функционального узла требуется восемь этапов. За каждым номером узла записывается число функциональных или предикатных узлов, которые были абстрагированы в новый узел. Каждая последующая абстракция включает не более 33 узлов, содержащихся в блок-схеме, приведенной на рис. 5.12. Этот процесс абстрагирования представляет собой простое, механически выполняемое упражнение. Он не требует специальных знаний или рассуждений, достаточно лишь просмотреть блок-схему и отобрать элементы.  [32]

Неудивительно поэтому, что самой трудной из стоящих перед социологом задач Шюц считал проблему выработки объективных понятий и объективно верифицируемых теорий, описывающих структуры значений. Шюц пишет в этом контексте: Научное мышление предполагает использование конструктов ( то есть совокупности абстракций, обобщений, формализации, идеализации), специфических для соответствующего уровня организации мышления. Строго говоря, не существует фактов самих по себе в чистом виде. Все факты с самого начала оказываются вычлененными из универсального контекста посредством деятельности нашего сознания. Они, таким образом, всегда суть интерпретированные факты и либо рассматриваются вне контекста, будучи изъяты из своего окружения в процессе сознательного абстрагирования, либо анализируются в специфическом ситуационном контексте.  [33]

Представим себе теперь правило для понятия и некоторые положительные примеры, удовлетворяющие этому правилу, как познавательные элементы некоторого индивидуума. Заметим, что в общем случае понятие включает меньше информации и подробностей, чем любые элементы, служащие его примерами. Кроме того, как мы увидим на этом разборе, два познавательных элемента, служащие примерами некоторого понятия, совсем не обязательно должны быть эквивалентными в других отношениях. Поэтому легко видеть, что отношение между понятием и некоторым частным примером - это отношение абстрагирования или обобщения. Более того, процесс абстрагирования или обобщения в мышлении может трактоваться как процесс, приводящий к познавательным элементам, находящимся именно в этом отношении с первоначальными примерами.  [34]

Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти - уже г этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для нее еще какую-то особую смерть. Так возникло представление о ее бессмертии, которое на той ступени развития казалось отнюдь не утешением, а неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что, раз признав существование души, люди в силу всеобщей ограниченности никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела. Совершенно подобным же образом вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги, которые в ходе дальнейшего развития религии принимали все более и более облик внемировых сил, пока в результате процесса абстрагирования - я чуть было не сказал: процесса дистилляции - совершенно естественного в ходе умственного развития, в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистических религий.  [35]



Страницы:      1    2    3